Музей «Царскосельская коллекция» встретил начало зимы открытием двух выставок

Музей «Царскосельская коллекция» встретил начало зимы открытием двух выставок

В Государственном музее «Царскосельская коллекция» открылись сразу две выставки: ретроспектива работ художника Юрия Медведева и фотовыставка Владимира Заруцкого.

Юрий Медведев родился в 1939 году в Уфе. В 1940 году его семья переехала в Новосибирск. С 1956 по 1962 годы Медведев учился на архитектурном факультете Сибирского строительного института и параллельно посещал студию в мастерской художника Николая Грицюка. С 1962 по 1967 годы работал архитектором во Фрунзе и Иркутске, где познакомился с работами азиатский художников. В 1965 году вступил в Союз Архитекторов СССР. В 1967 году переехал в Ленинград.

Персональные выставки Медведева прошли в 1970 году в Ленпроекте и в 1971 году в Доме архитекторов. Юрий Медведев участвовал в знаковой для неофициального отечественного искусства выставке в ДК «Невский» в 1974 году. С середины 1980-х годов участвовал в групповых выставках в России и за рубежом. Занимаясь живописью, Юрий Медведев одновременно работает и как архитектор, осуществляя ряд построек в Санкт-Петербурге, пригородах и в Ленинградской области. Совместно с сыном и женой руководит архитектурной мастерской. Издает малотиражные поэтические сборники.

Живопись Юрия Медведева

Творчество художника можно отнести к сложившемуся в 1970-е годы направлению «соцарт». Медведев — один из немногих мастеров, умеющих отражать характерные признаки современной действительности без повышенного внимания к ее отрицательным сторонам. Можно сказать, что он находит поэтические, а порой даже и сказочные мотивы в окружающей жизни.

Знакомство с азиатской живописью оказало влияние на творчество Юрия Медведева уже в самый ранний его период. Азиатские мотивы просматриваются и в более поздних работах, в том числе в работах ленинградского—петербургского периода.

Живопись Юрия Медведева

Выставка Юрия Медведева в музее «Царскосельская коллекция» планировалась около пятнадцати лет и осуществилась только сейчас. Что примечательно, ретроспектива работ художника была представлена сразу же после выставки его учителя — Николая Грицюка.

Экспозиция выставки, состоящая из тридцати трех работ, охватывает период творчества художника с начала 1960-х годов по настоящее время. Представлены такие жанры, как портрет, пейзаж, натюрморт и социально-бытовые жанровые композиции. В некоторых работах наряду с реалистическими тенденциями присутствуют и элементы сюрреализма.

Все представленные на выставке работы художника носят яркий отпечаток индивидуальности автора.

Куратор музейного фотографического проекта «Ревизия» Виталий Смирнов в очередной раз представил автора, работающего в альтернативной технике фотографии. Если на предыдущих выставках фотографы уделяли внимание особым техниками печати (масляная печать у Артура Ионаускаса и Лады Тазетдиновой) и съемки (использование такого типа объектива как «моноколь» у Аллы Полетаевой), то на нынешней выставке фотограф Владимир Заруцкий использовал для создания своих работ самодельную безобъективную камеру — «пинхолл».

Фотографии Владимира Заруцкого

Владимир Заруцкий родился в 1967 году в Оренбурге. В 1986 году окончил Оренбургское художественное училище. Серьезно занялся фотографией несколько лет назад. Последние годы участвовал в групповых выставках, а в прошлом году представил свой персональный выставочный проект. Своими учителями считает таких мастеров современной пикториальной фотографии, как Георгий Колосов и Людмила Таболина.

Изначально автор дал представляемому проекту название «Недолгий берег», но в музее название было заменено на «Неодолимый берег». И автор с этим согласился.

В сопроводительном тексте к выставке «берег» обозначен как «граница между чувственным восприятием мира и вечностью. Он и тверд и призрачен, заманчив и печален как человеческая жизнь».

Фотографии Владимира Заруцкого

На тридцати фотографиях, представленных в экспозиции, запечатлен облик Санкт-Петербурга. На снимках отображены характерные, узнаваемые элементы городской среды: части фасадов, решеток, скульптур, мостов... Фотографии носят символический характер.

По мнению куратора проекта Виталия Смирнова, автор отображает городскую среду по методу от частного к общему; через фрагменты создавая символическую панораму города на Неве, вписанную в общую тему «берега».

Особенностью экспозиции является оригинальный авторский подход к оформлению работ: небольшие фотографии квадратного формата помещены в самодельные картонные рамы.

Посетить выставки можно в часы работы музея «Царскосельская коллекция» (с четверга по воскресенье, с 11 до 17 часов). Выставка Юрия Медведева продлится до 6 января 2013 года, а выставка Владимира Заруцкого — до 23 декабря 2012 года.

Петр Алексеев, www.gorod-pushkin.info