Блокадный Ленинград, воссозданный с помощью соломы, теперь показывают в Пушкине

Блокадный Ленинград,  воссозданный с помощью соломы. Выставка Георгия Энгельке

Во втором филиале Центральной библиотеки Пушкинского района, на Кадетском бульваре, 22А, открылась выставка блокадника Георгия Энгельке. Сотрудник Кировского завода, когда-то увлекшийся соломенной живописью, прославился на Западе своими полотнами на тему блокады. Его выставки с успехом проходили в Англии и Франции: иностранцев поразил русский мастер, который с помощью обычного корма для домашних животных создал эмоциональные полотна о тех страшных 900 днях.

На выставке в Пушкине Георгий Энгельке представил около 70 своих работ, отметив, что самые ценные в этой экспозиции — картины о блокаде. «Я сам пережил блокаду. И мне хотелось с помощью этих работ выговориться, вылить свои чувства, — рассказал художник на открытии экспозиции. За каждой картиной стоит реальная история». Здесь и скрупулезно выложенный соломой замерзший Эрмитаж, в котором по пустым рамам проводили экскурсии, ползущий в окопах советский солдат, дети, принесшие на могилу любимого деда спички, чтобы он захотел покурить и вернулся к ним, и другие трагические сцены из блокадной жизни.

Немногочисленных посетителей, которые пришли на вернисаж, также интересовали тайны создания соломенных картин. Оказалось, что в соломенном художестве много нюансов, начиная от времени сбора злаковых и заканчивая температурой кипячения материала. Нужен также специальный инструмент: паяльник, пинцет, утюг. Но самое главное — усидчивость. «Я могу просидеть за картиной два часа, даже ночью, после трудного дня. Это занятие меня очень успокаивает и дарит жизнь. Всем рекомендую», — посоветовал посетителям Георгий Энгельке.

На восьмом десятке он продолжает работать на Кировском заводе, также обучает пенсионеров соломенному творчеству и уже открывает 57-ю по счету выставку! Может и правда, солома продлевает жизнь? Так или иначе, Энгельке до сих пор со смехом и благодарностью вспоминает хранительницу зала в Этнографическом музее, где он впервые увидел соломенные полотна. Музейный работник сказала тогда, что нет ничего легче и проще, чем делать картины из соломы — только режь да клей. Георгий Павлович поверил ей и уже на сотой картине понял, что это действительно просто.

Варвара Любопытная, www.gorod-pushkin.info

Фото автора

Блокадный Ленинград,  воссозданный с помощью соломы. Выставка Георгия Энгельке
Блокадный Ленинград,  воссозданный с помощью соломы. Выставка Георгия Энгельке

Блокадный Ленинград,  воссозданный с помощью соломы. Выставка Георгия Энгельке