Открытие выставки и пасхальное чаепитие

О газете       Архив номеров




Открытие выставки и пасхальное чаепитие

Предметы церковного обихода Павловской дворцовой церкви и церковное облачение высочайшего художественного уровня были показаны журналистам в Светлую пасхальную седмицу.

Напомню, что дворцовая церковь во имя апостолов Петра и Павла построена в 1799 году по проекту архитектора Винченцо Бренна, и все, что представлено в экспозиции, — это подлинные предметы, которые использовались в церковных службах при первых владельцах Павловска. Каждый предмет на выставке уникален.

Главный хранитель фондов Алексей Гузанов напомнил экскурсантам о том, что восстановление Павловского дворца после освобождения города началось именно с помещений домовой церкви, в которой когда-то зачитывались реляции о великих победах А.Суворова: в августе 1799 г. за взятие крепости Мантуя полководцу было присвоено княжеское достоинство, и он стал князем Италийским. В советское время о многих событиях было не принято вспоминать. Например, о том, что в 1915 году за 12 дней до кончины великого князя Константина Константиновича великая княгиня Елизавета Федоровна прислала в храм полумантию Серафима Саровского, что сын греческой королевы Ольги Константиновны рожден в Павловске и крещен в домовой церкви.

Хранитель фонда «Особая кладовая» Рифат Гифифуллин представил журналистам уникальное издание Евангелия напрестольного. Книга оформлена по рисункам архитектора М.Казакова в мастерской петербургского мастера-ювелира И.Буха. Издание дорогое и очень эффектное: в бархатном переплете, в серебряном окладе, с золотым обрезом. На верхней крышке, инкрустированной альмандинами, сапфирами и аквамаринами, пять овальных эмалевых дробниц с изображениями четырех евангелистов по углам и «Вознесения Господня» в центре работы Д.Евреинова.

Открытие выставки и пасхальное чаепитие

Большинство представленных на выставке предметов: подсвечник, кадило, ковчег, дарохранительница — изготовлены в 1798 г. по заказу императорского двора по рисункам М.Казакова. Стихарь, облачение на престол, пелена на аналой — подлинные шедевры русских вышивальщиц. Многочисленные детали узора мастерицы выполняли несколькими приемами вышивки, создавая редкой красоты композиции.

К сожалению, многое из былого богатого убранства домовой церкви было уничтожено в годы фашистской оккупации. Так, из 150 предметов облачения священнослужителей в эвакуацию был отправлен только один комплект, бесследно пропали многочисленные покровы, пелены, в том числе вышитые императрицей Марией Федоровной. Однако то, что сохранилось и представлено в экспозиции, поражает мастерством, совершенством формы, богатством отделки и дает представление о былом великолепии.

После осмотра выставки за пасхальным чаепитием с журналистами беседовали директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева, главный хранитель фондов Алексей Гузанов и ученый секретарь музея Людмила Коваль. По признанию Веры Анатольевны, почти полгода после вступления в должность она во многом потратила на то, чтобы войти в курс дела, и на «нудную» бумажную работу: музей стал бюджетным учреждением и перешел на новые условия хозяйствования. Была проделана большая работа по подготовке нового устава, инструкций, штатного расписания и других правовых актов.

Ближайшие планы музея связаны с празднованием 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Экспозиция будет построена на уникальных материалах музея, рассказывающих об истории скрытых взаимоотношений России и Франции тех лет, о Наполеоне, в частности, его сватовстве сначала к великой княгине Екатерине, а потом к великой княгине Анне. О жизни военного времени, как и о подготовке встречи победителей, есть точные записи в дневниках Марии Федоровны -ведь торжественный прием Александра I из военного похода проходил в Павловске.

В конце мая в Кавалергардской откроется выставка, посвященная выдающемуся музейному работнику А. М. Кучумову. Людмила Коваль вспоминала удивительные истории, связанные с Анатолием Михайловичем. У него был природный талант: обладая феноменальной памятью, он стал непревзойденным знатоком русского жилого интерьера XIX века, помнил, в каком зале и даже в каком углу стояла та или иная вещь. В послевоенной Риге он, проходя мимо комендатуры, заглянул в окна первого этажа и увидел знакомые вещи. Его остановил военный патруль, но после предъявления документов ему разрешили осмотреть помещение. Оказалось, что солдат, чистивший картошку, сидел на стуле из Гатчинского дворца! И таких находок у Анатолия Михайловича было немало. Авторитет А.М. Кучумова был очень высок: за советами к нему обращались не только российские, но и зарубежные специалисты. 9 июня в честь 100-летия со дня его рождения в музее будут организованы специальные мероприятия, а в декабре состоится конференция, на которой выступят коллеги, друзья и ученики А. М. Кучумова.

Татьяна Кузнецова

Фото автора