В Екатерининском дворце открылась выставка «Взгляд из прошлого»

В Екатерининском дворце представят портретную живопись из коллекции Карисаловых

В музее-заповеднике «Царское Село» (Екатерининский дворец, Большой зал) открылась выставка «Взгляд из прошлого». В экспозиции представлены шедевры портретной живописи из коллекции семьи Карисаловых. Среди них — портреты XVIII–XIX веков таких мастеров, как Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, отец и сын Лампи, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Василий Тропинин. Некоторые произведения никогда прежде не выставлялись для широкой публики. В Первой антикамере представлены предметы, переданные в дар или приобретенные при поддержке Михаила Юрьевича Карисалова — члена Клуба друзей ГМЗ «Царское Село», мецената музея.

На церемонии открытия Михаил Карисалов передал в дар музею картину с царскосельскими инвентарными номерами «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог» работы Григория Чернецова, похищенную в годы оккупации.

Впервые в музейном пространстве коллекция семьи Карисаловых была показана в 2012 году в Зубовском флигеле Екатерининского дворца на выставке «Сокровища частной коллекции в Царском Селе». Выразительная портретная живопись составляла один из разделов, теперь ей посвящена отдельная экспозиция. В живописной части коллекции Карисаловых — полотна классиков отечественной и зарубежной живописи. Эта картинная галерея могла бы сделать честь многим известным государственным собраниям.

Экспозицию составили 29 живописных портретов русских художников и зарубежных мастеров, живших и работавших в России. Среди безусловных шедевров — портрет молодого Александра I (Владимир Боровиковский); портрет Петра I (Ян Купецкий); портрет знатной дамы (Георг Кристоф Гроот); портрет Жозефины Фридрихс с сыном (Анри-Франсуа Ризенер), портрет Екатерины II (Дмитрий Левицкий).

На портрете Боровиковского (1802–1805. Холст, масло) император Александр I изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Горностаевая мантия приписана поверх законченного изображения позднее и не принадлежит кисти Боровиковского.

Портрет Петра I кисти Яна Купецкого (1711. Холст, масло) написан во время встреч российского императора и живописца в Карлсбаде (ныне — Карловы Вары) и Торгау. Судя по всему, за это время художник исполнил несколько портретов Петра I. В письме царевичу Алексею от 12 января 1712 года Петр требовал немедленно прислать «персоны мои, писанные в Торгоу», и вновь напоминал о своих портретах в письмах от 14 февраля и 10 марта 1712 года. Необходимость в написании сразу нескольких портретов императора была очевидной: в Торгау 14 октября 1711 года состоялась свадьба царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой Христиной Софией. Этот портрет прежде не был известен исследователям в нашей стране. Эксперты склоняются к тому, что это первый из портретов Петра, написанных Купецким в 1711 году. Полотно находилось в замке Бланкенберг герцога Людвига Рудольфа Брауншвейг-Вольфенбюттельского и появилось там, скорее всего, одновременно со свадьбой дочери герцога и царевича Алексея.

На блестящем портрете знатной дамы Гроота (1742. Холст, масло) можно увидеть известный авторский прием художника — мазок киновари в радужке глаз. Композиция полотна, постановка фигуры, утонченная и слегка прохладная цветовая гамма в сочетании с молодостью, красотой и меланхолическим изяществом дамы позволяют назвать работу одним из ярчайших образцов камерного портрета эпохи рококо.

Большой парадный портрет Жозефины Фридрихс с сыном (1815. Холст, масло) Ризенер написал по заказу великого князя Константина Павловича. По мнению специалистов, дама с сыном запечатлены на террасе Бельведерского дворца в Варшаве. Жозефина Фридрихс, с 1816 года (после пожалования российского дворянства) Ульяна Михайловна Александрова — фаворитка великого князя Константина Павловича. С 1806 по 1820 год состояла с ним в гражданском браке и родила сына — Павла Константиновича Александрова, получившего имя в честь деда — Павла I, а фамилию — по имени крестного отца — Александра I. Картина экспонировалась в 1902 году на выставке «150 лет русской портретной живописи». В 1905-м уникальный в художественном и историческом плане портрет Сергей Дягилев отобрал для знаменитой выставки портретной живописи в Таврическом дворце. После 1917 года полотно, скорее всего вместе с собственниками, отправилось за рубеж. Некоторое время оно находилось в Италии в частной коллекции, теперь вернулось в Россию и пополнило коллекцию Карисаловых.

Поясной «Портрет Екатерины II» (после 1792. Холст, масло) кисти Левицкого, по предположению экспертов, мог находиться в Эрмитаже — надпись на обороте свидетельствует о дублировании его на новый холст эрмитажным реставратором Михаилом Сидоровым в конце 1900‑х годов. «Портрет княгини Шаховской» (1785) кисти того же Левицкого — случайная счастливая находка коллекционера: его прежним владельцем был потомок итальянского коммивояжера, купившего полотно на одном из европейских аукционов. Парный ему овальный портрет (из Шуваловского дворца в Петербурге) находится в Картинной галерее Армении и в связи с приобретением семьей Карисаловых получил не только подтверждение аутентичности, но и точную дату создания — 1785 год. По мнению экспертов, трудно переоценить научную ценность столь значимого расширения перечня работ первого русского порт­ретиста европейского типа Дмитрия Левицкого.

Для музея особенно символично, что владелец выставленных шедевров — член Клуба друзей ГМЗ «Царское Село», меценат. Благодаря Михаилу Карисалову коллекция пополнилась ценными предметами русского искусства. Они составили раздел экспозиции, представленный в Первой антикамере. В их числе — впервые выставленный портрет цесаревича Алексея, найденный в Пушкине в 2013 году при реставрации дома № 10 по Садовой улице.

Благодаря Михаилу Карисалову в коллекцию музея вернулись пейзаж со Скрипучей беседкой кисти Перро, блюдо фабрики Веджвуда с Императорской фермы, портрет Аристарха Петровича Кашкина, управляющего Царскосельским дворцовым правлением при Екатерине II; фарфоровая ваза из Китайской голубой гостиной Большого Царскосельского дворца; столик-бобик конца XVIII века и комплект из трех ваз в китайском стиле из убранства Александровского дворца; ваза из коргонского порфира. Михаил Карисалов подарил музею мебельные комплекты в неоготическом стиле, а на выделенные меценатом средства музей смог приобрести несколько предметов на аукционе в Париже. Эти вещи стали украшением музейных коллекций, они представлены на постоянных экспозициях и участвуют во временных выставках. Теперь их могут видеть миллионы людей.

Знаковое событие для музея — возвращение картины «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог» работы Григория Чернецова. Как известно, Александр I уезжал в свое последнее путешествие из Каменноостровского дворца. Император остановился на мосту и долго смотрел на Петропавловскую крепость, а затем несколько часов молился в Троицком соборе Александро-Невской лавры — этот эпизод и запечатлел художник.

Сцена в соборе до недавнего времени была известна благодаря гравюре Ивана Чес­кого, выполненной по оригиналу Чернецова и гравированному, расписанному масляными красками изображению, наклеенному на холст (обе работы хранятся в Эрмитаже). Но первым в этом ряду был живописный оригинал кисти Чернецова, до войны находившийся в Царском Селе. Похищенная в годы оккупации картина была обнаружена два года назад на торгах в Берлине. На берлинском аукционе музею полотно выкупить не удалось, но, благодаря Михаилу Карисалову картина в скором времени обретет свое постоянное место в Екатерининском дворце и будет выставлена в экспозиции «Памятные комнаты» Александра I.

Выставка работает до 21 марта.

Материал предоставлен ГМЗ «Царское Село»