1917: уже не резиденция, еще не музей…

1917: уже не резиденция, еще не музей…

29 июня на Камероновой галерее открылась выставка «Царское Село. 1917 год. Накануне...». Очевидно, что столетие со дня известных событий в истории нашей страны задает определенную тональность выставочной деятельности ГМЗ «Царское Село».

Выставка поделена на несколько разделов. Но звучат две основные темы: жизнь императорской семьи до и после свержения монархи, а также формирование музея на основе бывшей императорской резиденции. На выставке представлены уникальные экспонаты, документы, интересные и малоизвестные факты.

Первая часть выставки посвящена военным парадам, которые проходили в Царском Селе при Николае II. В городе всегда стояли полки. Царское Село было не только пышной императорской резиденцией, но и военным городом. На выставки представлены мундиры как самого императора, так и наследника цесаревича Алексея. По традиции, великие князья и княжны буквально с рождения назначались шефами различных русских полков, а наследник Алексей Николаевич с рождения был объявлен атаманом всех казачьих войск и многих российских полков. Наследник был объявлен еще и шефом Лейб-гвардии Финляндского полка. Алексей присутствовал на параде своего полка еще младенцем, в декабре 1912. На выставке представлена и парадная форма полковника Собственного Его Императорского Величества конвоя — черкеска, сшитая на кавказский манер, поскольку в Конвое служили представители кавказских народов.

1917: уже не резиденция, еще не музей…

Следующая часть выставки описывает придворную жизнь в Царском Селе, которая мало менялась в начале ХХ века вплоть до 1917 года, хотя, по сравнению с предыдущим столетием, количество торжеств сократилось. Например, самые пышные из них были в 1902 и в 1908 годах во время свадеб великих княжон Елены Владимировны и Марии Павловны-младшей. На выставке гости могут увидеть мундиры камергера, придворного скорохода и придворное платье Зои де Стекль — фрейлины императрицы Александры Федоровны. Платье сохранилось в Англии, в имении Анастасии Михайловны графини де Торби — правнучки Николая I и А. С. Пушкина. В 2014 году оно было подарено музею внуком фрейлины, Винсентом Поклевским-Козеллом.

Большое значение в жизни Царского Села сыграли юбилейные торжества 1910 года в честь 200-летия со дня основания города. Уже тогда город признавался не только как резиденция, но и как уникальный памятник культуры мирового значения. В юбилейные дни в парках и павильонах Царского Села были устроены художественные выставки. В павильоне Верхняя ванна прошла выставка в честь 200-летия города, на которой были представлены книги Александра Бенуа «Царское Село в царствование Елизаветы Петровны» и довольно известный и в наши дни благодаря репринтным изданиям путеводитель С. Н. Вильчковского.

1917: уже не резиденция, еще не музей…

Большая часть выставки посвящена событиям после отречения императора. С одной стороны — жизнь Царской семьи в заточении: надежды, упования, ежедневные заботы, церковные праздники в узком кругу... С другой стороны — начало работы художественной комиссии, куда входили видные деятели культуры и искусства Серебряного века. Среди них Григорий Лукомский, Эрих Голлербах и другие. С. М. Коровин, о котором мало что известно, делал зарисовки некоторых экспонатов. Например, зарисовал янтарный ларец, который венчала янтарная датская корона, ныне представленная в витрине. Сам ларец, к сожалению, не сохранился.

Кроме того, посетители выставки увидят китайские фарфоровые вазы XVIII века, предметы убранства Азиатской комнаты, кресло из Китайского театра. Один из экспонатов — инвентарная карточка этого кресла. Такие карточки создавались при описании дворцовых ценностей, в них описываются время создания, мастера, стиль, габариты и многое другое.

Малоизвестный факт, что павильон Арсенал стал музеем художественного стекла и фарфора. На экспозиции представлены образцы фарфора XVIII века (мейсенский сервиз с «Индианскими цветами и тарелки из Собственного сервиза императрицы Елизаветы Петровны) и графин с рюмками из стеклянного Готического сервиза ХIХ века.

1917: уже не резиденция, еще не музей…

Особого внимания заслуживают автохромы комнат Александровского дворца. Андрей Зеест, приглашенный художественной комиссией, создал 140 автохромов интерьеров обоих дворцов. Интерьеры Александровского дворца фотографировались сразу после отправки императора с семьей в ссылку. На фотографиях видно, что хозяева только-только покинули любимый дом — не завяли еще цветы в вазах. Царская семья покидала дворец налегке.

Интересен и дизайн выставки — надо отметить обилие видеопроекций с кадрами хроники начала ХХ века, фотографий, увеличенных автохромов интерьеров Александровского дворца. Трогательно смотрится импровизированный кинозал с семью стульями, будто приготовленными для членов царской семьи. Для каждого — свой. Роскошный стул из гарнитура Ж. Жакоба для императрицы; более скромный, русской работы — для императора. Маленький стульчик цесаревича Алексея из его детских комнат и элегантные стулья в неоклассическом стиле из Полукруглого зала Александровского дворца для Великих княжон.

1917: уже не резиденция, еще не музей…

Сами витрины оформлены в виде ящиков для эвакуации. Это не случайно, ведь осенью 1917 года, когда царская семья уже была отправлена в Тобольск, возникла угроза вторжения немецких войск. И многие дворцовые ценности были отправлены в Москву.

В глубине экспозиции стоят высокие книжные шкафы из библиотеки Александровского дворца, затянутые белыми, будто призрачными, покрывалами. Створки распахнуты, стопки книг на оставшихся стульях, мрачный красноватый отблеск... Уже не резиденция, но еще не музей.

В последнем зале проецируется хроника первой экскурсии по Александровскому дворцу летом 1918 года. По комнатам, где совсем недавно жил император с супругой и детьми, толпами ходят «хозяева» новой жизни...

1917: уже не резиденция, еще не музей…

Экспонаты и концепция выставки заставляют задуматься не только об истории Царского Села, но и об истории вообще, о ее путях, которые таят неожиданные и опасные повороты.

Выставка продлится до 3 октября, на зиму ее планируют разобрать, но в следующем году, к столетию со дня основания музея, экспозицию планируют открыть в более широком формате.

Выставка «Царское Село. 1917. Накануне...» работает с 11.00 до 18.30 (касса до 18.00) ежедневно, кроме четверга.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото музея-заповедника «Царское Село»