Вячеслав Лейкин: «Я всем обязан городу Пушкину»

Вячеслав Лейкин: «Я всем обязан городу Пушкину»

Творческая гостиная в библиотеке им. Д. Н. Мамина-Сибиряка с недавнего времени стала распахивать свои двери раз в месяц, а не раз в квартал, как было раньше. Значит, у пушкинцев появилось больше возможностей встретиться с писателями, поэтами, музейными работниками, художниками и другими интересными людьми. Недавно в творческой гостиной побывал поэт Вячеслав Лейкин.

Сам Вячеслав Абрамович всячески открещивается от высокого звания поэта и называет себя скромнее — литератором. Но мы с вами не будем лукавить: лауреат Царскосельской художественной премии, автор нескольких поэтических сборников, он, как никто другой, заслужил это почетное звание. Встреча с Вячеславом Лейкиным стала для меня соприкосновением с человеком высокой культуры, обладающим обаянием высокой интеллигентности, радостного, что удивительно для его лет, восприятия жизни.

Здесь хотелось бы сказать несколько слов о жизни Вячеслава Абрамовича: то, что вошло и не вошло в рамки разговора в творческой гостиной. Родился он в 1937 году. Во годы войны были скитания в эвакуации в Сибири. С 1945 года он проживает в Пушкине, про который говорит, что всем обязан этому городу: «Он дал для меня только все самое прекрасное, самое лучшее». Учился в 406-ой мужской школе.

1954 год, год выпуска из школы, стал последним в истории нашей страны выпуском раздельного образования. После этого юноши и барышни обучались вместе. В 406-ой школе учителями были умные, сердечные люди, все — личности «с большой буквы». В мальчишек, полуголодных, нахлебавшихся бед и трудностей в военное лихолетье, они вкладывали свои силы и душу. До сих пор Вячеслав Абрамович помнит их не только поименно, но и по фамилии и отчеству.

Благодаря тому, что он хотел быть похожим, хоть немного, на учителя математики Владимира Александровича Захваткина, юный Вячеслав поступил в педагогический институт на математический факультет. Но, проучившись три года, он бросил институт и уехал в свою первую экспедицию — под Воркуту. С этого времени на летний сезон он каждый год уезжал в экспедиции в северо-западную Сибирь. Экспедиционные впечатления, до сих пор одни из самых сильных жизненных впечатлений, обогатили и его стихи романтикой. В то время Вячеслав поступил в Горный институт на вечернее отделение, но опять же терпения ему хватило всего на три года.

Вячеслав Лейкин: «Я всем обязан городу Пушкину»

И теперь он говорит о себе так: «Я не поэт, не геолог, я никто... Я хранитель кладбища лошадей». Да, был и такой период в его жизни, как и 15 лет поездок в геологических экспедициях, где трудности испытывали на прочность силу воли, выкристаллизовывали характер.

1972 год — новый поворот в жизни. Вячеславу Абрамовичу тогда предложили презабавнейшие, на первый взгляд, работы. Надо сказать, что стихи он писал уже с 50-х годов. Однажды, когда Вячеслав находился в одной из своих экспедиций, его друг послал его стишок на конкурс короткого стихотворения. И вот теперь, в 1972 году, его однокашник Сергей Фомичев — ныне пушкиновед и лермонтовед — предложил поработать литкосультантом в пионерской газете «Ленинские искры». «И это обернулось необыкновенной удачей и счастьем», — как об этом говорил и говорит до сих пор Вячеслав Лейкин.

Каждый четверг он приходил в 448 комнату в Дом прессы и занимался литературой. Сначала первый год — было трудно, не знал с чего начать, как найти подход к детям. В итоге они занимались тем, что нравилось и ему, и им: играли в литературные игры, читали классиков и свои стихи. «Конечно, я не занимался диссидентством, ведь это же были дети», — объясняет Вячеслав Абрамович, — «они называли себя моими учениками, поэтому я имею честь называть себя их учителем». Человек 15 из них стали членами Союза писателей России (среди них Жанна Кулешова, Нина Савушкина, Татьяна Вольская), а у других осталось теплое воспоминание об этих четвергах.

Тогда же, в 1970-е годы, ему предложили вести агитбригаду в ЛИИЖТе. Вячеслав Абрамович писал действия, пьески, а талантливые юноши и барышни их играли. Через два года он нашел режиссера — Юрия Мамина, который до этого пробавлялся редкими концертами в Ленконцерте. И пошло-поехало. В тот период, так получилось, они были лучшими в этом жанре. С концертами объездили Красноярск, Коми, Архангельскую, Томскую, Омскую области, а про Ленинградскую и говорить не приходится.

Вячеслав Лейкин: «Я всем обязан городу Пушкину»

«Халява, — говорит сейчас Вячеслав Абрамович, вспоминая то незабвенное время, — комсомол». Именно с того времени и идут корни его многолетнего, теперь уже 41-летнего сотрудничества с Юрием Маминым. Пока я жив, говорит тот, ты будешь в каждом моем фильме. И Лейкин был, участвовал в массовках. В соавторстве с другими сценаристами Вячеслав Лейкин написал сценарии к фильмам режиссера Юрия Мамина «Желаю вам», «Окно в Париж», «Не думайте про белых обезьян» и «Бакенбарды».

С 1990-ых годов наступило время, когда поэта стали печатать. 1991 год — «Образы и подобия», публикации в альманашно-журнальных сборниках. 2005 год — «Герой эпизода». И в нынешнем, 2013 году вышла уже шестая книга по счету. К слову, творческий вечер в библиотеке был посвящен выходу сборника «Действующие лица», включающего стихи разных лет.

На встрече Вячеслав Абрамович перемежал чтение стихов из этой книги с ответами на вопросы. На вопрос, что ему больше нравится — писать для детей или для взрослых — он ответил рассказом о том, как он начал писать для детей. А случилось это по предложению редактора журнала «Искорка» Вольта Николаевича Суслова. Тогда, в 70-ые, Лейкин впервые написал детский стишок о любопытном. Вольт Николаевич прочитал его и порекомендовал переписать стихотворение так, чтобы оно понравилось ребенку. Вячеслав Абрамович немного подумал и ... удостоился разрешения печататься время от времени в журнале.

Сейчас, по словам Вячеслава Лейкина, ему доставляет большое удовольствие читать свои детские стихи на публике, что он и сделал в конце вечера. Сочиняя детские стишки, Вячеслав Абрамович, по его собственному признанию, возвращает самое счастливое время в жизни — детство.

Встреча с поэтом проходила не протокольно: порой люди делились своими воспоминаниями с места. Так, одна женщина-геолог рассказала, что они, геологи, при встрече с коллегами всегда поют песню «Болото», написанную на его стихи. Мария Штенгель поведала о своей невестке Екатерине Тагановой, которая ходила в ЛИТО в «Ленинские искры». Как-то она написала стихотворение о Ленине и принесла его показать учителю. По тому, что Вячеслав Абрамович ничего о нем не сказал, она поняла, что ему оно не понравилось.

Сейчас Екатерина Таганова занимается декоративно-прикладным искусством, но рада, что ЛИТО было в ее жизни. После встречи еще долго Вячеслав Абрамович подписывал книги и выслушивал, — ну куда от этого денешься? — воспоминания, связанные со встречей с ним или с его стихами.

Марина Орлова, www.gorod-pushkin.info

Фото автора