Возвращение утраченных картин

Выставка картин из частной коллекции Сергея и Татьяны Подстаницких, Возвращение картин

В прошлую пятницу, 2 сентября, в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» праздновали знаменательное событие — частные коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие торжественно передали в дар музею две картины, которые в течение долгих лет считались утраченными и были внесены в «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй Мировой войны». Эти полотна — «Прусские гусары» художника Людвига Эльсхольца и «Прусские кирасиры» Вильгельма Александра Мейергейма — были заказаны лично императором Николаем I и долгое время находились в его кабинете в Александровском дворце.

Довоенная история полотен прослеживается досконально, поскольку до 1941 года они ни разу не покидали стен царскосельских дворцов. Обе картины зафиксированы в Инвентарных музейных описях 1938–1940 годов. Когда началась война, их не успели эвакуировать, и дальнейшая судьба картин в течение почти 70 лет была неизвестна. Скорее всего, фашисты вывезли полотна незадолго до освобождения города Пушкина, полагают сотрудники музея.

Московские коллекционеры Сергей и Татьяна Подстаницкие профессионально занимаются поиском русских или связанных с Россией произведений искусства XVIII-XIX веков. Их коллекции уже 10 лет, и последние 5 лет она активно пополняется. Утерянные картины Эльсхольца и Мейергейма Подстаницкие приобрели на небольшом аукционе в Германии. Продавец, передавший полотна коллекционерам, не знал о том, что эти картины родом из Царского Села и что прежде они находились во дворце русского императора. Для немцев это были просто малоизвестные работы малоизвестных художников берлинской школы, добротные образцы немецкой батальной живописи первой половины XIX века, но не более того.

С точки зрения искусствоведов, полотна не представляют большой художественной ценности, но их историческая ценность очень велика. И покупая их, Подстаницкие прекрасно понимали, какие уникальные произведения искусства попадут к ним в руки. Однако, по словам самих супругов, с картинами они расстались легко и без лишних раздумий. «Когда мы покупали эти картины на аукционе, я уже понимал, что рано или поздно придется их отдать», — рассказывает Сергей Александрович.

Впрочем, не стоит думать, что коллекционеры остались ни с чем. Подстаницкие не только вписали свои имена в историю, но и получили возможность представить свою коллекцию широкой публике, да еще и в стенах императорского дворца.

3 сентября в Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «„К былым годам я памятью влеком...“ Императорская Россия в собрании Сергея и Татьяны Подстаницких». Названием выставки послужила строка из стихотворения Эриха Голлербаха о Царском Селе. Эти слова как нельзя лучше отражают суть увлечения, которому Сергей и Татьяна посвящают большую часть своей жизни. Коллекционеров привлекает не столько скупка ценных картин и радость от обладания ими, сколько их последующее изучение, поиск информации об этих произведениях искусства. Согласитесь, приятно иногда почувствовать себя Шерлоком Холмсом, распутать длинный клубок и увидеть, как портреты неизвестных людей, выполненные неизвестными художниками, постепенно обретают лица и становятся частью нашей истории. Будучи владельцами крупной антикварной галереи в Москве, Сергей и Татьяна могут позволить себе такое дорогое и, бесспорно, интересное хобби.

На выставку в Царское Село коллекционеры привезли 132 экспоната. Экспозиция разбита на несколько временных эпох — от петровских времен и до времен правления Александра II. В основном здесь представлены портреты, выполненные в самых разных техниках: живопись маслом, карандашные рисунки, рисунки тушью и чернилами, акварели, гобелены и эмали, различные предметы декоративно-прикладного искусства. Среди экспонатов есть и образцы редкой иконографии, великолепные миниатюры и особо ценные произведения, происходящие из императорских и великокняжеских коллекций. Особого внимания заслуживают портрет князя Г. А. Потемкина-Таврического, картины и эскизы известного немецкого художника Франца Крюгера, пейзаж, написанный знаменитым архитектором Джакомо Кваренги, а также чернильный рисунок, изображающий улана наполеоновской армии, выполненный самим Николаем I.

Почетное место на выставке занимают картины Эльсхольца и Мейергейма, утерянные в годы войны и вновь обретенные ныне. После окончания реставрационных работ в Александровском дворце полотна будут возвращены на свое историческое место — в кабинет императора Николая I.

Выставка работает ежедневно, кроме среды и четверга. Вход на выставку осуществляется с Треугольной площади.

Мария Лютая, www.gorod-pushkin.info