Возвращение Арсенала

Возвращение Арсенала

Месяц назад в нашем городе произошло важное событие — был открыт для посетителей павильон Арсенал в Александровском парке. Его судьба многогранна и драматична, как и у многих архитектурных памятников Царского Села.

Начинается история Арсенала еще при Елизавете Петровне — на месте неоготического павильона в центре Зверинца расположился изящный павильон Монбижу («Моя драгоценность»), который служил охотничьим домиком для отдыха и небольших приемов. Как и все постройки Ф.-Б. Растрелли, Монбижу отличался пышностью и роскошью убранства. Придворный анималист И. Гроот написал для убранства павильона картины на охотничьи сюжеты.

Но к XIX веку барочный павильон обветшал, и при Александре I начинается его перестройка по проекту шотландского архитектора Адама Менеласа, мастера неоготического стиля в архитектуре.

При Николае I «Дом Рыцаря» должен был изначально стать небольшим загородным домом: в павильоне проектировалась спальня, кабинет, соловая, библиотека и другие жилые помещения. Но уже к завершению строительства император решил разместить в неоготической постройке свою роскошную коллекцию оружия, в которой насчитывалось почти 5000 предметов.

Акварели Алоизия Рокштуля донесли до нас убранство Арсенала середины XIX века. Они, предоставленные музею Государственным Эрмитажем, очень помогли при воссоздании музейной экспозиции. Надо отметить, что экспозиция насыщена современными мультимедийными технологиями. В каждом зале находятся электронные киоски с информацией по истории оружия, доспехов или турниров.

Для посетителей было создано 3 фильма. Один мультимедийный стенд расположен при входе в музей, он знакомит с историей Монбижу. Другой стенд рассказывает об истории каруселей. Третий визуальный проект представлен в Албанской комнате. Сначала взору предстает вид Албанской комнаты времен Николая I, потом картинка сменяется разрушениями войны, что выглядит очень реалистично. И затем разрушенная башня возвращает прежний облик.

Возвращение Арсенала

В коллекции музея сейчас представлены некоторые вещи в стиле неоготики. Золоченые бронзовые часы, выполненные в виде Реймского собора во Франции, готический чернильный гарнитур Николая I из бронзы и малахита, Готический стеклянный сервиз. В Арсенал вернулись два стула, ранее находившиеся в Русском музее, и роскошная стеклянная ваза из синего и янтарного стекла.

В Арсенале теперь находится одна из лучших картин из собрания музея — «Царскосельская карусель» Ораса Верне. Ранее она находилась в экспозиции Александровского дворца.

Но главные сокровища Арсенала — это подлинные образцы оружия и доспехов.

На первом этаже представлены доспехи, холодное и огнестрельное оружие XVI–XVII веков. Часть из них предоставлена Государственным Эрмитажем, в том числе два полных доспеха XVI. Один из них — максимиллиановский. В таких доспехах на картине Ораса Верне изображены император со своим старшим сыном Александром и герцогом Лейхтербергским.

Как описывали современники, императору было очень тесно в старинном доспехе. Это и не удивительно. Оригинальный доспех рассчитан на невысокого рыцаря примерно 170 см ростом. А император был очень рослым, его рост достигал двух метров. Вполне вероятно, что Николай во время карусели был облачен в доспех иной — специальный карусельный из меди, покрытой позолотой. Такой карнавальный доспех тоже представлен в витрине — он был найден совершенно случайно в подсобных дворцовых помещениях. По доспеху видно, что он рассчитан на очень высокого человека.

Рыцарский зал второго этажа посвящен теме восточного оружия и доспеха. Колорит интерьеру добавляет шатер паши с коврами и мебелью XIX века, персидские всадники, русский витязь и черкес на лихом скакуне. Как и раньше, стены украшают яркие гербы городов и губерний Российской Империи, над дверями развеваются русские и турецкие знамена. На станах висят доспехи — это великолепно сделанные копии из современных облегченных материалов.

Возвращение Арсенала

В витринах находятся клинки восточной работы: турецкие ятаганы и килиджи, кавказские кинжалы камы и шашки, персидские шамширы, один из которых ни разу не затачивался с момента изготовления в XVI веке и сохранил свою остроту.

Из самых экзотических видов оружия представлены индийские сабли и кинжал катар, непальский нож кукри и даже абиссинские сабли, напоминающие огромный серп. Африканская коллекция пополнялась при императоре Николае II. Коллекция оружия впечатляет свои размахом и разнообразием.

Нужно отметить, что еще при Николае Павловиче арсенал не был просто частной коллекции. Это был первый полноценный музей оружия в России. Любой человек, получивший необходимый документ в дворцовом правлении, мог бесплатно осмотреть коллекцию оружия российских императоров.

Александр III в 1880-е годы перенес коллекцию оружия в Эрмитаж и ряд других музеев Петербурга и Москвы. После революции в павильоне был устроен склад табачных изделий. А военные разрушения помнит не одно поколение пушкинцев.

Сейчас Арсенал преобразился и вернул себе былую славу и красоту. Образцы оружия, которые хранились в музейных фондах, открыты для обозрения.

Несколько слов стоит уделить источнику — Гроту у Арсенала. Администрация музея категорически не рекомендует пить из него воду! Из крана течет смесь дренажных вод и ливневых стоков, поэтому вода не пригодна для питья. Но Грот при этом остается замечательным дополнением к романтической атмосфере рыцарского Арсенала.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото Игоря Усачева