В музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка фотографа Константина Водяницкого

В музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка фотографа Константина Водяницкого

27 января в Государственном музее «Царскосельская коллекция» в рамках фотографического проекта «Ревизия» открылась выставка фотографа-визионера Константина Водяницкого «Призма».

Примечательно, что после прошлогоднего, почти полугодового цикла музейных выставок, имевших отношение к так называемой «альтернативной» фотографии, в этом году была представлена фотография традиционная. И если все предыдущие экспозиции были лишены определенного концепта и демонстрировали, в том числе, технические изыски авторов, то Водяницкий представил три концептуальных серии, объединенные общей визуальной идей.

Константин Водяницкий родился в городе Горький (ныне Нижний Новгород) в 1967 году. Окончил Таганрогский Радиотехнический институт, работал по распределению в Тольятти инженером-системотехником. С середины 1990-х занялся фотографией. С 1999-го года у Водяницкого началась активная выставочная деятельность. С 2001 года Константин живет в Санкт-Петербурге. Является членом Союза художников России и членом Союза фотохудожников.

В музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка фотографа Константина Водяницкого

Самая ранняя из представленных на выставке серий под названием «URALPHABET» была создана в 2001 году. На тонированных фотографиях небольшого формата зафиксированы молодые побеги чеснока. Каждый из побегов, снятых с близкого расстояния, наделен собственной индивидуальностью. В этой серии уже заметны художественные особенности фотографа, которые позднее станут его отличительной чертой — стремление к минимализму и пластичность композиционных решений. На выставке представлены одиннадцать работ из этой серии.

Следующие две серии выполнены в студии. Это черно-белые фотографии большего, нежели снимки предыдущей серии, формата. Вместо солнечного света — студийный, а главный герой снимков — сам автор в обезличенных образах.

Серия «ВНУТРЕННИЕ ПТИЦЫ» была создана автором в 2003 году. К этому времени Водяницкий окончательно выбрал для себя в фотографии жанр автопортрета.

На четырех снимках запечатлена фигура автора в трико и в маске, напоминающей клюв птицы. Танцевальные па (автор часто снимает себя под музыку) отображают разные степени внутреннего состояния персонажа.

В музее «Царскосельская коллекция» открылась выставка фотографа Константина Водяницкого

Завершает экспозицию выставки серия, созданная автором в 2006 году в пустой аудитории университета города Тольятти. На снимках этой серии также отражено внутреннее состояние автора. Но это уже не танец, а скорее, застывшие скульптуры. Эта серия производит самое сильное впечатление. Вот что говорит о ее создании сам автор: «Мне было немного не по себе — огромное опустевшее здание, только охрана, и тишина... Обычно я использую музыку для детонации съемки..., а там хотелось спрятаться от тишины под одеяло, сжаться, умереть...»

По авторской задумке объединяющей идеей выставки стало наличие во всех трех сериях некого графического знака. С другой стороны, в экспозиции достаточно явно прочитывается линия жизни: от начала (ростки, тянущиеся к солнцу) через ритуальные танцы взрослой жизни («ВНУТРЕННИЕ ПТИЦЫ») к знакам смерти (черная фигура в финальной серии).

«То, что я делаю, ближе к современному искусству. Задача художника, работающего в зоне актуального, независимо от техники исполнения, ставить перед зрителем вопросы, провоцировать его, заставлять задуматься. Я не хочу менять мир. Мне бы хотелось, чтобы зрители после моих выставок взглянули на окружающий мир, на самого себя немного по-новому. Пусть не все, но кто-то — обязательно...» (Константин Водяницкий)

Идея представить Водяницкого в музее «Царскосельская коллекция» родилась осенью 2012 года. Выставка фотографа с таким оригинальным видением и узнаваемым почерком, безусловно, является художественным событием для города.

По словам Константина Водяницкого, каминный зал музея оказался наиболее подходящей площадкой для камерных выставочных проектов. Поскольку автор работает короткими сериями — короткими высказываниями, подобный компактный зал лучше всего подходит для его выставок.

Выставка Константина Водяницкого «Призма» продлится до 17 февраля. Посетить выставку можно в часы работы музея «Царскосельская коллекция» — с четверга по воскресенье с 11 до 17 часов.

Петр Алексеев, www.gorod-pushkin.info