Водская пятина

О газете       Архив номеров




Водская пятина

Этнографический клуб «Водская пятина» принимает активное участие в городских мероприятиях Павловска и знакомит горожан с историей коренных народов этой земли.

В день именин Павловска у памятника Штраусу, который установлен как раз в том месте (у пяти углов), где в XVIII в. находилась чухонская деревня Линна, что в переводе означает «крепость», этнографический клуб представил свою программу.

«Из глубины веков вам шлем привет от коренных народов!», — так началось выступление представителей клуба, одетых в национальные костюмы води, ижоры и ингерманландских финнов, изготовленные членами клуба по музейным образцам. Программу продолжил поэт Игорь Копорский, фамилия которого напомнила о крепости Копорье, единственном фортификационном сооружении, сохранившемся на водской земле. В конце выступления члены клуба выразили надежду, что рядом с памятником великому композитору появится и памятник коренному народу — природный гранитный валун, который разместится среди белоствольных берез и напомнит потомкам о том, чьими руками изначально создавалось сегодняшнее великолепие Павловска. Сейчас мы об этом можем узнать только из редких изданий XVIII в., например, у автора М. И. Семевского в книге «Павловск» упоминается о том, что это были «117 душ »: 8 апреля 1779 г. было высочайшее повеление «...деревню Линна, Кузнецы или Рысь — Кабачок от оброку уволить, а вместо того ходить деревень этих крестьянам на работу в домик их императорских высочеств». А на месте деревни Кузнецы, которая по-чухонски называлась «Сеппеля», рядом с церковью Марии Магдалины до сих пор пробивается маленький родничок, напоминая об истоках этой земли.

Далее праздник переместился к Чугунным воротам на Березовую аллею, здесь же разместился и уголок «Водской пятины», где были представлены литература о коренных народах этой земли, сказки, музыка и фильмы, детские игрушки, выполненные из природных местных материалов — бересты и сушеного гороха: экологически чистые безвредные погремушки, дуделки, куклы из лоскутков и оригинальный музыкальный инструмент, который современные любители старины окрестили как «шум дождя». В полой высушенной длинной трубке растения медленно перекатываются крупинки гречки, успокаивающе действуя на слушателя. Посетители этнографического уголка могли побеседовать с членами клуба на тему семейных традиций и устоев местных коренных народов. Они во многом отличались от русских. Так, с языческих времен центральной фигурой в семье считалась женщина — хранительница теплого очага, без которого жизнь в холодных краях невозможна. В социальном статусе женщине было дано привилегированное положение: существовало понятие «пробный брак», после которого жена могла беспрепятственно вернуться в дом родителей, и никто не имел права ее за это осуждать, поскольку ее решение о возможности создания семьи было главным. Но и женщина ко времени замужества уже должна была быть более зрелой, готовой взять на свои плечи ведение хозяйства.

***

9 августа в нашей стране празднуется День коренных народов. В международном праве это понятие означает народы, обитавшие на своих землях до прихода туда переселенцев из других районов. В этот день в 18.00 в кинозале ЦККД «Павловск» состоится мероприятие, посвященное коренным народам Ленинградской области. А в субботу, 11 августа планируется поездка в деревню Монастырьки в народный музей водской культуры.

Лина Тервенен