Водская пятина

О газете       Архив номеров



Водская пятина — это средневековое название нашей земли — от реки Волхов до реки Луга, пятая часть новгородских владений, названа по имени коренного народа — Водь.

В районе реки Ижора проживал коренной народ ИЖОРА. Вожане и ижоры относятся к финно-угорским народам. Этнографический клуб «Водская Пятина» изучает историю, культуру, традиции и быт местных коренных народов.

«...МЫ — ИНКЕРИ, А НЕ ФИННЫ»

Олег Васильевич Петров пришел на очередное заседание нашего клуба «Водская Пятина», посвященное национальной кухне финно-угорских народов, с внуком. Дегустировали мы приготовленную по воспоминаниям послевоенного детства «подъегориху» из клюквы, квашеной капусты, лука и картошки. Блюдо, адаптированное к местным климатическим условиям, содержит все необходимые витамины и микроэлементы. Мы сделали предположение, что оно готовилось под Егорьев день в мае, когда заканчивались прошлогодние запасы.

Олег Васильевич внимательно наблюдал процесс приготовления, его внук-дошкольник поражал своей не по возрасту усидчивостью — дисциплинированно сидел рядом с дедом. Выяснилось, что Олег Васильевич, полковник в отставке, уже много лет лично занимается квашением капусты «по-чухонски» по рецепту, полученному от бабушки и мамы.

Так мы впервые познакомились с потомком местных «чухонских» (маймистских) поселений, упоминаемых во многих исторических источниках о Павловске.

Мы решили узнать особенности рецептуры и 6 ноября пришли к Олегу Васильевичу в дом, который он вместе с отцом построил в Тярлево на улице Новой, 15, взамен сгоревшего во время войны дома финского деда Ивана Михайловича Татты. В доме все было приготовлено к началу древнего процесса заготовки капусты к длинной, холодной зиме: 50-литровые баки, большие шинковки, очищенные кочаны рядом с клюквой, морковью, яблоками. В процесс включился Олег Васильевич вместе со своим старинным другом-профессором Борисом Ивановичем Протасовым. Олег Васильевич шинковал капусту на специальной старинной шинковке, емкость быстро наполнялась узкими длинными полосками капусты, которую хозяин дома перетирал с солью до появления сока, смешивал с семенами укропа, тмина, кружочками моркови, укладывал слоями, перемежая яблоками, пересыпая клюквой и лавровым листом.

Полковник и профессор быстро наполнили 50-литровый бак. Капусту они заготовляли на две свои семьи и для угощения друзей.

— Как вы хорошо справляетесь! И без женщин?!

На это замечание полковник Петров серьезно ответил:

— Капуста — это стратегический запас семьи, а стратегией должны заниматься мужчины!

За делом мы приступили к расспросам о жизни Олега Васильевича:

— Мой отец Василий Петрович приехал в Пушкин в середине 30-х гг. из Псковской губернии, дер. Якименки в период коллективизации. Устроился на кирпичный завод, который был перед совхозом «Детскосельский», выучился на шофера.

Тогда молодежь ходила на танцы, которые проводились на деревянном мосту через Славянку, и там и познакомился с моей мамой Марией Ивановной Татты. Они поженились и стали жить в доме моего дедушки — отца мамы Ивана Михайловича Татты. Дом этот был в Финских Липицах. Сейчас нет ни дома, ни деревни, там проходит Московское шоссе. А до войны там было три деревни, финская школа, которую закончила моя мать. В первые дни блокады Ленинграда при артобстреле все сгорело...

Я родился в том дедушкином доме 17 августа 1940 г. Родители работали, и нянчилась со мной бабушка Елена Ивановна Липпонен. Поэтому свои первые слова я начал говорить на финском языке, которые до сих пор помню: «аэйти — мама, ися — папа, мумо — бабушка, ана — дай». Впрочем, мама и бабушка мне потом говорили, что они не финны, а инкери, им не нравилось, когда их называли чухонцами и ингерманландцами.

Но я себя осознаю русским. Ведь отец мой был русским и крестили меня при рождении в православной Знаменской церкви в г. Пушкине, носил меня крестить русский дед по отцу. Однако я не стал ни лютеранином, ни православным. Анализируя различия в разных направлениях религии, я уже на пенсии пришел к заключению, что главное для человека — его неразрывная связь с природой. Мы все видим, к каким плачевным результатам приходит человеческая цивилизация в результате игнорирования и разрыва этих связей. Я придерживаюсь ведического православия: от слова «ведать» — знать и «славить правь» — просвещать правду, истину.

...Закончив процесс заготовки «стратегического запаса семьи» — капусты, после разговоров мы вышли на крыльцо старого дома. Олег Васильевич грустно прикоснулся к старым стенам:

— Все здесь я строил вместе с отцом...

Мы расстались у калитки в сад. Олег Васильевич сел на старенький велосипед и поехал в Павловск, где в городской квартире его ждали жена, дочь и внук.

Мы посмотрели ему вслед. На восьмом десятке лет бравый полковник, в соответствии со своими принципами здорового образа жизни, быстро крутил педали, оставив свою новую «Волгу» в гараже.

...Следуй природе, чти предков, не противоречь самому себе...

Лина ТЕРВЕНЕН


Автор готова встретиться с представителями местных коренных народов, ознакомиться с их семейным архивом, записать воспоминания для истории. Тел. 8-911-7121-554.

***

Этнографический клуб «Водская Пятина» приглашает на свою презентацию в Обществе любителей Павловска, посвященную Дню Калевалы 25 февраля к 12 часам в ЦККД «Павловск» по адресу: г. Павловск, ул. Конюшенная, д. 7.