Мой отец – художник-реставратор. Виктор Андреевич Хмелевский

О газете       Архив номеров




Мой отец – художник-реставратор. Виктор Андреевич Хмелевский

Детский центр «ГМЗ Павловск» в 2011 г. проводил литературно-краеведческий конкурс «Музейные династии». В 2012 г. он продолжает программу исторических исследований. Все желающие могут принять в ней участие. Сейчас же предлагаем познакомиться с работой Сергея Хмелевского, ученика 638-й школы, — одного из победителей конкурса 2011 г. (печатается с сокращениями).

Я расскажу вам о своем отце художнике-реставраторе Викторе Андреевиче Хмелевском. Он родился 27 апреля 1957 г. в селе Диевка Кустанайской области в семье первоцелинников. Рано начал рисовать — ему это очень нравилось.

Уже в 6-м классе он решил, что непременно станет художником и будет учиться в Ленинграде, и мечте своей не изменил. После окончания школы он даже не стал дожидаться выпускного вечера, улетел в Ленинград.

Для начала Виктор Хмелевский поступил в реставрационный лицей № 61, сдав вступительный экзамен на «5». В свободное от учебы время стал посещать народную изостудию при Дворце культуры им. Первой Пятилетки. Студией руководил профессор Академии художеств Ю.И. Скориков. Здесь мой отец познакомился с М.М. Двиняниновым, у которого учился рисовать акварелью. Работая много и с большим желанием (200 набросков в неделю), Виктор Хмелевский достиг определенных успехов.

...Вернувшись после службы в армии в Ленинград, он поступил на работу в объединение «Реставратор». Большой жизненной удачей мой отец считает знакомство с известным реставратором живописи Леонидом Александровичем Любимовым. Совместная работа с Любимовым в Петергофе вылилась в настоящую дружбу, которая соединила их на долгие годы. Для моего отца Леонид Александрович стал учителем в самом высоком понимании этого слова.

В 1979 г. Виктор Хмелевский стал студентом отделения интерьера и оборудования ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Вступительные экзамены сдал на «5». Учился увлеченно, в числе лучших студентов был направлен в творческую командировку в Венгрию. Его дипломная работа — гобелен «Салют Победы» был оценен государственной комиссией на «отлично».

Дипломированным специалистом мой отец вернулся в Казахстан, в Кустанай. Три года трудился в Художественном фонде республики и выполнил ряд монументальных работ для общественных зданий в технике живописи, сграффито, мозаики.

В 1987 г. по приглашению своего наставника художника-реставратора Л.А. Любимова отец приехал в Ленинград для участия в воссоздании живописи Павильона Роз в ГМЗ «Павловск». Этот павильон — один из красивейших архитектурных сооружений Павловского парка, был разрушен в Великую Отечественную войну. Долгие послевоенные годы он оставался в руинах и был печальной и горькой памятью войны. Лишь в 70-е годы приступили к его воссозданию. Для Павловского парка Павильон Роз имеет большое историческое значение. Его называют памятником воинской славы. 27 июля 1814 г. в нем состоялся первый праздник Победы в войне 1812 г. Здесь чествовали героев-триумфаторов: императора Александра I, освободителя Европы, победившего Наполеона, и русские гвардейские войска.

Основные работы по воссозданию внешней и внутренней отделки павильона выполнялись реставрационным предприятием «Славянка». Под руководством Л. А. Любимова мой отец приступил к возрождению живописи. Долгим был подготовительный этап. Работа художников началась с изучения архивных материалов и создания проекта реставрации. Были выполнены многочисленные эскизы, картоны в натуральную величину, эталоны. Общая площадь воссозданной живописи составила примерно 1,5 тыс.кв.м. Мне всегда приятно бывать в Павильоне Роз и видеть, как люди по-детски радуются и восхищаются красотой и необычностью его отделки.

Павильон Роз вошел в историю моей семьи еще и тем, что в его воссоздании участвовала моя мама Светлана Владимировна Хмелевская. Здесь она приобрела первый опыт работы реставратора. Произошло это с благословения Л. А. Любимова.

С тех пор мои родители стали часто работать вместе. Последняя их совместная работа — реставрация церкви святого Александра Невского в здании Сената в Петербурге.

Работал мой отец и в Павловском дворце. В Туалетной Марии Федоровны (южная анфилада парадных залов) он реставрировал два панно, выполненных в технике росписи по сухой штукатурке. На них — виды Павловского парка. Их авторами в XVIII в. были художники А. Мартынов и Дж.-Б. Скотти. Виктор Андреевич Хмелевский осуществил копирование четырех графических листов из Камердинерской. Камердинерская, или Секретарская, — первая комната в череде жилых покоев вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Стены этой скромной круглой комнаты всегда были украшены произведениями живописи. Графические листы, исполненные художниками XVIII в. Л. Штраком, Дж. Вальпато и А. Мартыновым, не могли экспонироваться из-за особых условий хранения. Потребовалась срочная замена их копиями. Оригиналы были перенесены в фонд, а копии, исполненные моим отцом, украсили стены Камердинерской. Мало кто знает, что это копии. Всмотритесь в листы. В правом нижнем углу стоит почти невидимая подпись — «В. Хмелевский».

Приятно осознавать, что работы моего отца в этом зале соседствуют с произведениями выдающегося художника XVIII века С. Щедрина.

В 1999 г. в Павловском дворце была проведена повторная реставрация Библиотеки Росси. В ней участвовал и В.А. Хмелевский. Бригада художников-реставраторов обновила плафон этого зала. Роспись в технике «гризайль», ее серебристо-лиловые тона придают торжественную изысканность интерьеру.

Когда я слышу во время экскурсии: «...библиотека создана по проекту Карла Росси, роспись потолка выполнил итальянский мастер Барнаба Медичи...» или в Павильоне Роз: «... живописные работы — Джованни Скотти...», мне делается немного досадно. А как же отец? Его товарищи по бригаде? Его учитель Любимов? Ведь это их работа!

Но это еще одна особенность профессии реставратора. Уйти в тень мастера, раствориться в его творчестве и полностью забыть себя и свое время. Высшая похвала реставратору — когда посетитель музея воспринимает современную копию за подлинник, написанный старым мастером. И еще одно важное свойство профессии. Как талантливый артист перевоплощается в героев сцены, легко и свободно меняет образы и проживает за время спектакля чужую жизнь, так и художник-реставратор должен уметь писать в манере самых разных художников. Он — путешественник во времени. Каждое новое задание реставратор начинает с изучения эпохи и ее особенностей. Пытливым исследователем погружается в историю, изучает старые технологии и секреты мастерства. Старается как можно больше узнать о самом художнике и его творчестве, овладеть его почерком и манерой письма. Не каждому это по силам.

В последние годы мой отец много трудится по заказам Русской православной церкви. О его работе в Мурино подробно написано в книге Н.Я. Серебряковой «Мурино. Хроника трех столетий». Одна из последних больших работ — реставрация живописи в церкви во имя святого благоверного великого князя Александра Невского в здании Сената в Петербурге.

Став признанным мастером реставрации, мой отец сохранил благодарность своим учителям. На творческом пути его наставниками были Л. А. Любимов, А. А. Кедринский, В. Г. Журавлев, Б. И. Лебедев, Ю. Ф. Шитов, И. А. Алексеев, В. Г. Корбан, М. Г. Колотов.

Как написала архитектор и почетный гражданин г. Павловска Ирина Сергеевна Скопич: «Пример Виктора Андреевича Хмелевского лишний раз свидетельствует о том, что упорный труд в сочетании с талантом обязательно приведет к творческим успехам». Я горжусь своим отцом!

Сергей ХМЕЛЕВСКИЙ