Век равнодушия

Век равнодушия


Недавно на улице города я стал невольным свидетелем такого разговора, который до глубины души затронул меня и явился последней каплей, заставившей взяться за эту статью.

Беседовали двое молодых мужчин в присутствии своих жен и 10—12-летних детей: мальчика и девочки. Речь шла об их общем знакомом.

— Я ему говорю: зачем ты звонишь мне? Ведь я не донимаю тебя своими проблемами! Вот и сейчас тоже... Какое мне дело, что у тебя пропал сын?! Это твоя проблема, у меня и своих хватает!

— Он и мне сегодня утром звонил. Тоже жаловался! Назойливый, как муха. Делится своими неприятностями, плачется в чужую жилетку! Не хочет понять, что его проблемы никому не интересны!

Какой-то неизвестный мне человек искал помощи, сочувствия, соучастия у своих, видимо, довольно близких знакомых, а встретил жестокое равнодушие черствых эгоистов. Такими же будут — если уже не стали — их дети.

В метро на станции «Невский проспект» часто вижу пожилую, полную, болезненного вида женщину. Опершись о стену и широко расставив ноги, она виртуозно исполняет на скрипке классические вещи. На полу перед ней — тарелка с несколькими монетами. Без сомнения, она — профессионал, скорее всего, преподаватель. У нее наверняка когда-то было много уважающих и любящих учеников. Может быть, кто-то из них многого достиг в жизни. Скорее всего, у нее хорошо развито чувство собственного достоинства, она помнит былую честь, оказываемую ей учениками и коллегами. Но мизерная пенсия, современная тяжелая жизнь заставили «выйти на панель». Людям бы ей посочувствовать. А вместо этого слышу: «Знаешь, сколько эти попрошайки зашибают!?»

На тротуаре лежит человек. Может быть, он мертв, болен или просто пьян. Прохожих это не интересует! Они, обойдя его или даже перешагнув, спокойно продолжают свой путь. Так он может пролежать очень долго. А если ему была необходима срочная медицинская помощь, и он ее не дождался?

В автобусе, битком набитом пассажирами, молодой парень вытащил из кармана сгорбленной старушки кошелек. Она схватила его за рукав, держит и взывает о помощи. Однако рядом стоящие крепкие и рослые молодые люди, по виду студенты, мирно продолжают беседу. Их много, а воришка один. Не думаю, что они боятся его. Просто не хотят связываться: равнодушны к чужой беде! На остановке вор с кошельком спокойно выходит из автобуса. Пенсионерка рыдает. Возможно, она лишилась своей пенсии и на месяц осталась без средств к существованию.

Телевидение сообщает: забеременела одиннадцатилетняя девочка, тринадцатилетний мальчик задушил своего одноклассника, мошенники продали за один доллар морское судно... Увы, возмущения общества не слышно.

Большинство людей равнодушны даже к действиям правительства, направленным со всей очевидностью против них самих: повышению тарифов на жилье, инфляции, продаже земли, лишению заслуженных льгот и т. п. В акциях протеста участвуют немногие. Люди привыкли ко лжи властей, морям крови в боевиках, назойливым страшилкам желтой прессы и... перестали реагировать! Естественно, в данном случае апатия властям на руку: народ безмолвствует — можно продолжать обирать его и дальше.

Век равнодушия

Сегодня каждый живет сам по себе и для себя. Лозунг: «Пепси! Бери от жизни (для себя любимого) все!» реализован. А кто же будет восстанавливать разрушенную экономику (удваивать внутренний валовой продукт), возрождать Россию как мировую державу, с оружием в руках защищать ее интересы? Да и будет ли вообще существовать страна, если никому ни до чего, кроме самого себя, дела нет!?

Л. Н. Гумилев в своих работах приводит массу исторических примеров, как исчезали народы, рушились государства и империи в результате утраты пассионарности, апатии, равнодушия людей. Не эта ли судьба ждет и Россию? Может быть, нам пора очнуться, вспомнить, какими мы были, и постараться вернуться к прошлому?

О былой доброте, любви к ближнему, неравнодушии, склонности к сопереживанию русских людей хорошо написал один из крупнейших историков XIX-го века В. О. Ключевский в статье «Добрые люди древней Руси». ... «Когда видишь, что человек тонет, первое движение — броситься к нему на помощь, не спрашивая, как и зачем он попал в воду и какое нравственное впечатление на него произведет наша помощь!» То есть первой заповедью русского человека всегда было неравнодушие к судьбе ближнего.

Любить ближнего, как считали наши предки, — значит, не пройти мимо нуждающегося, протянуть ему руку помощи, накормить голодного, напоить жаждущего. Человеколюбие считалось высшей добродетелью. Ключевский дает множество примеров проявления высокого человеколюбия людей, принадлежащих к разным слоям общества, в различные периоды русской истории. Заветом наших предков нам, потомкам, служит мысль: «Жить — значит любить ближнего, т. е. помогать ему жить; больше ничего не значит жить и больше не для чего жить!»

У казаков издревле существовал обычай о появлении в доме гостя оповещать всю округу выстрелом из ружья. Это означало, что хозяин готов защищать его всеми средствами. Этот прекрасный обычай сохранился и поныне у некоторых восточных народов.

Старшее поколение может вспомнить трудные годы Великой Отечественной войны и годы послевоенной разрухи. В СССР было уничтожено семьдесят тысяч городов и сел, погибло более двадцати миллионов граждан. Материально жилось много труднее, чем сегодня. Но советские люди были совершенно другими, не похожими на сегодняшних: в них жила общая идея, порыв, жажда победы над врагом и восстановления утраченного. Только благодаря этому наш народ победил в войне и в кратчайшие сроки смог восстановить народное хозяйство.

Материальное житейское благополучие, технические достижения цивилизации, как и все в мире, имеют как положительные, так и отрицательные последствия. Широкое жилищное строительство и расселение коммуналок в шестидесятых и семидесятых годах, внедрение в быт советских людей телевидения способствовали внедрению в их сознание индивидуализма. Имея собственную квартиру с телевизором и телефоном, люди стали реже ходить в гости друг к другу. Вечера стали проводить не в беседах на общей кухне или за доминошным столом во дворе дома, а перед телевизором. Телефон во многих случаях заменил личное общение. Индивидуализм наступал быстрыми темпами.

Есть и еще одна — психологическая — причина апатии сегодняшних россиян. В советском государстве было очень престижно иметь высшее образование, тем паче, ученые степени и звания. Снижение общественного статуса интеллигенции в девяностые годы привело к снижению ее общественной активности. Невостребованная масса прежде почитаемых людей опустила головы, ушла в себя, став апатичной ко всему.

Из всего сказанного напрашивается один вывод: современному человеку необходимы новые идеи обустройства общества, новая система взглядов на мироздание, принципиально новое мышление, в котором должны соединиться материализм и идеализм, наука и религия, духовное и материальное. Этот процесс объединения того, что еще недавно казалось несовместимым, уже начался.

Игорь Павлович Смирнов, писатель и публицист