Музею «Царскосельская коллекция» исполняется 26 лет

Музею «Царскосельская коллекция» исполняется 26 лет

11 февраля Государственный музей «Царскосельская коллекция» отмечает день рождения. В честь 26-летия музей подготовил для гостей ряд значимых мероприятий: официальную презентацию альбома «Арефьевский круг», две выставки, а также концерт классической музыки.

«Царскосельская коллекция» является хранителем и популяризатором обширного собрания работ художников «Арефьевского круга». В 2016 году в коллекции музея появился уникальный экспонат — мемориальная фреска художника Шолома Шварца, являющаяся частью комнаты, где жил и творил ленинградский поэт Роальд Мандельштам. Вокруг фрески формируется единственная постоянная экспозиция с работами всех участников художественного коллектива: Александра Арефьева, Владимира Шагина, Валентина Громова, Рихарда Васми и Шолома Шварца. Ко дню рождения музей представляет каталог, где собраны многочисленные экспонаты «Арефьевского круга», которыми он владеет.

Важное место в музейной коллекции занимают произведения Павла Кондратьева и художников его окружения, которые демонстрируется в основном выставочном зале музея. Павел Кондратьев занимает одно из ведущих мест в истории ленинградской школы живописи. Являясь учеником таких мастеров, как Казимир Малевич, Михаил Матюшин и Павел Филонов, Кондратьев разрабатывает в своих произведениях собственный живописно-пластический язык. Крайне значимыми являются циклы работ «Воспоминания о Чукотке», «Снопы», «Псковская земля», «Свечи», «Катастрофы», «Сестры милосердия».

Его учениками и коллегами в разное время были Владимир Волков, Вера Матюх, Валентина Поварова, Владимир Жуков, Людмила Куценко, Галина Молчанова и другие. Все они внимательно прислушивались к советам мастера и на деле проверяли его живописно-пластические идеи, оставаясь при этом яркими и самобытными художниками.

Валентина Поварова так вспоминает о Павле Кондратьеве:

«...В центре его творческого внимания стояли проблемы построения пластического пространства, без которых живопись не существует. Центральное значение придавалось освоению кубизма и выводам из него с учетом современных требований. Он формулирует принципы пластического пространства: астральность, криволинейность, обратимость, зеркальность и т.д. Много раздумывает над ролью прибавочного элемента в живописи, построением индивидуальной цветовой гаммы, отношением цвета и формы. Проблемы пластического пространства глубоко духовны, ошибка считать их формальными».

Наряду с сохранением наследия ленинградской художественной культуры, музей «Царскосельская коллекция» ведет активную просветительскую деятельность как в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, так и в различных регионах России. Так, благодаря активному взаимодействию с галереей «Цех» города Псков, осенью 2016 был осуществлен проект «Псковский пленэр», результатом которого стала отчетная выставка в вышеупомянутой галерее. В трехдневном художественном марафоне на улицах Пскова и в окрестностях города принимали участие профессиональные художники и любители живописи. Среди участников выставки известные на петербургской арт-сцене имена: Дмитрий Шагин, Александр Некрасов, Александр Бихтер, Григорий Кацнельсон, а также ученики мастерской живописи при музее «Царскосельская коллекция», а также псковские художники Александр Бушуев и Александр Николаев. Итоговая выставка расположилась в Каминном зале музея и также будет продемонстрирована гостям в день рождения.

Завершит праздник выступление творческого музыкального дуэта Владимира Кирасирова и Евгении Марковой — это молодые музыканты, выпускники Санкт-Петербургской консерватории, призёры региональных и международных конкурсов. Дуэт исполнит классические произведения — от барокко до импрессионизма.

Пресс-служба музея «Царскосельская коллекция»