В музее «Царскосельская коллекция» изучают живопись ХХ века

В музее «Царскосельская коллекция» изучают живопись ХХ века

В государственном музее «Царскосельская коллекция» состоялась необычная церемония: защита дипломных работ студентов курса дополнительного образования по изобразительному искусству «Живопись ХХ века». Это событие уникально не только для города Пушкина, но, пожалуй, для всего Санкт-Петербурга.

Живопись и художественная культура XX века, пластический реализм — главные направления в коллекции музея и в программе курса — пожалуй, никто больше в Санкт-Петербурге не изучает так подробно и с такой любовью. Подвижник и пропагандист искусства, директор музея Александр Некрасов собирает вокруг себя замечательных людей, открытых новому, желающих сотворить нечто прекрасное. И эти люди не просто рассуждают и спорят об искусстве, они облекают свои размышления о мировом искусстве в образы на холстах.

В музее «Царскосельская коллекция» изучают живопись ХХ века

Посудите сами: взрослые люди постигали противоречивое искусство XX века, представив на защите свои живописные работы. Каждый мог перевоплотиться в известного художника: кто-то с кистью в руках чувствовал себя увереннее в роли постимпрессиониста Поля Сезанна или раннего Пабло Пикассо, а кто-то в роли экспрессиониста Эрнста Кирхнера...

На защите дипломных работ было очень интересно. В этот день в музее «Царскосельская коллекция» царила такая атмосфера, что создалось ощущение, будто читаешь страницы мемуаров представителя богемы начала XX века... Каждый ученик — Анастасия Добякова, Дмитрий Денисюк, Мария Чистякова, Дина Кожнозарова, Анна Талалаева, Ася Гордеева, Алина Бердникова, Мария Сидоренко, Виктор Варнавский, Анастасия Касатонова — рассказывал о своем пути в искусстве, о том, как он пришел к осознанию того, что разбираться в искусстве прошлого века необходимо, что для этого надо специально учиться. Прошедшие курс слушатели с восторгом делились своим мироощущением: «Мой внутренний мир сильно расширился», «Искусство нужно, чтобы познать и ощутить себя»...

В музее «Царскосельская коллекция» изучают живопись ХХ века

Приемная комиссия была строга и беспристрастна. В ней работали художники и искусствоведы принципиально разных направлений — академисты и авангардисты, традиционалисты и новаторы: Владимир Паршиков, Александр Бихтер, Андрей Кузнецов, искусствовед Владимир Лавров, преподаватели Царскосельской гимназии искусств имени А. А. Ахматовой Валерий Орлов и Марина Волкова.

Идея создания курса дополнительного образования в сфере изобразительного искусства принадлежит директору музея Александру Некрасову. Александр Михайлович, будучи сам активным художником, как никто другой понимает, насколько важно зрителю иметь культуру восприятия живописи. Сегодня мы часто слышим высказывания об искусстве: «художник у нас — Илья Репин», «авангард — это антиискусство», «сегодня искусства не существует вообще, все прекрасное было осталось в девятнадцатом веке». Люди, к сожалению, консервативны, живут чаще прошлым, чем будущим и настоящим, и естественно, что зритель, приходя на выставку современной живописи, во многих случаях просто не готов ее воспринимать. Александр Некрасов очень точно, на мой взгляд, сформулировал главную задачу курса: «...сформировать не столько художника... сколько благодарного зрителя».

В музее «Царскосельская коллекция» изучают живопись ХХ века

В течение восьми месяцев студенты курса изучали различные направления живописи первой половины двадцатого века: импрессионизм, сезаннизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, супрематизм, чаше-купольное пространство Владимира Стерлигова, анализировали работы старых мастеров. Разбираться в тонкостях помогали лекции искусствоведа Владислава Лаврова. Затем слушатели курса, вооружившись кистями, красками и холстами, в заданной стилистике выполняли практические работы под руководством Александра Некрасова. В качестве дипломных проектов они представили серии работ на полюбившиеся темы.

Наиболее интересными поисками мне показались картины Виктора Шишканова. Темой диплома он выбрал «сезаннический кубизм», изобразил Магазейную улицу и здание родного музея очень трепетно, тепло, с глубоким пониманием идей Сезанна.

Также очень познавательной показалась работа Дмитрия Денисюка над анализом картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу».

В музее «Царскосельская коллекция» изучают живопись ХХ века

В царскосельский музей на занятия приходят люди разных возрастов и профессий: психолог, фотограф, инженер, домохозяйка, реставратор... Кто-то из них никак не связан с искусством. У кого-то, наоборот, за плечами уже Академия художеств, но искусство двадцатого века так и осталось непонятым. Важно, что в какой-то момент своей жизни человек осознает необходимость учиться понимать язык живописи. Именно для этого музей «Царскосельская коллекция» и открывает свои двери.

Курс дополнительного образования в сфере изобразительного искусства — далеко не единственное направление в деятельности музея. Здесь создан «отдел особого искусства», где работают со взрослыми и детьми с ограниченными возможностями. Примеров таких в нашей стране — совсем немного.

В следующем году в государственном музее «Царскосельская коллекция» планируется организовать следующую ступень курса: «Живопись второй половины XX века».

Станислава Малаховская

Фото Аси Гордеевой