«Царскосельская коллекция»: Картины, которые стоит увидеть

Картины, которые стоит увидеть

Каждый год в феврале музей «Царскосельская коллекция» отмечает свой день рождения. И хотя 2013 год не был юбилейным для музея, на этот раз празднование особенно «растянулось»: весь февраль и весь март «Царскосельская коллекция» принимает поздравления от друзей и продолжает радовать пушкинскую интеллигенцию новыми интересными выставками. Подробнее о них читайте в статье молодого искусствоведа Александры Волковой.

9 февраля в музее «Царскосельская коллекция» были торжественно открыты две выставки. Одна из них знакомила посетителей с творчеством художника Льва Юдина, а вторая представляла работы Гераса Геокчакяна. К слову, стоит отметить, что последний был учителем Александра Михайловича Некрасова, основателя этого музея.

Обе упомянутые выставки стоили того, чтобы уделить им внимание. Работы Льва Юдина (1903—1941) были представлены в небольшом зале на третьем этаже музея. В маленькой комнате, заполненной светом, легкие, воздушные, светлые работы художника излучали гармонию и умиротворение.

Картины, которые стоит увидеть

Войдя в комнату, посетитель сразу погружается в атмосферу неспешности. Каждая работа Льва Юдина имеет незамысловатый сюжет: женщина, развешивающая белье дети, сидящие на диване, малыш, лакомящийся черешней, вид деревенской улицы... Но при всей обыденности сюжетов композиции пронизаны динамикой — неторопливым, ленивым движением.

Такого поразительного эффекта — соединения несовместимого — художник добился благодаря пластике линий. Все работы графичны, при их создании использовались тушь, перо и акварель. Мастерство художника велико, прикосновения к листу бумаги выверены, линии виртуозно проведены, так что нехватка цвета не является недостатком и даже подчеркивает красоту силуэтов и контуров.

Единственная «красочная» работа мастера, представленная на выставке, — это «Корсунь. Пейзаж с холмами» 1939 года. Она написана акварелью с применением черной туши, при помощи которой художник подчеркивал границы форм.

Картины, которые стоит увидеть

Этажом ниже в музее были представлены холсты Гераса Геокчакяна. Их можно было рассматривать каждую по отдельности, но при этом они могли соединяться в единое цельное полотно. Имеется в виду не столько их сюжетная направленность или цветовая гамма, сколько общее настроение, состояние, переданное в работах художника.

Входя в крохотные выставочные комнаты музея, где размещалась выставка, зритель погружался в мрачную атмосферу, которая по мере нахождения человека в зале изменялась, становясь лучистой и солнечной.

Волшебство этой перемены заключалось в том, что полотна так и оставались почти монохромными, немного гнетущими, но сквозь эти цвета на поверхность холста пробивалась любовь художника к родному краю, к Армении.

Герас Геокчакян рисовал немного угловато, резко. В его работах чувствуется надрыв. Он почти не использовал цвет, лишь иногда кое-где можно заметить всполохи оранжевых, желтых и голубых красок.

Картины, которые стоит увидеть

Одной из моих первых ассоциаций, возникших при знакомстве с полотнами художника, было сопоставление их с произведениями Ф. М. Достоевского, особенно с романом «Преступление и наказание». Может быть, это неслучайно, так как живописец большую часть жизни провел в Санкт-Петербурге.

Все его работы по-своему интересны. Например, картина «Храм среди гор» имеет очень необычную композицию, которая создает у смотрящего на нее особенное состояние. Это небольшое полотно, выполненное в серых тонах. Главная деталь — храм — помещена в левый нижний угол.

Такое расположение центрального объекта много значит для произведения. С одной стороны, взгляд смотрящего фиксируется, замирает еще в начале своего пути. А с другой — остановившись на храме, глаз тут же стремится взметнуться вверх по диагонали, к горным вершинам. Это очень сильный прием, использованный художником, сравнимый с намеренным собиранием пружины и резким ее расжатием.

Работа, которая, на мой взгляд, наиболее емко отражает всю выставку, называется «Ангел». Она выразительна, глубока и очень тонка. Движение, пластика летящего ангела, будто бы нависающего над пространством, находящимся под ним, или обнимающим его — все говорит о нежности и суровости художника. Обе эти черты нашли отражение в его работах.

Картины, которые стоит увидеть

Экспозиция Гераса Геокчакяна получилась немного мрачной, в чем-то гнетущей, но очень цельной и запоминающейся.

Третьей выставкой, открытой в музее «Царскосельская коллекция» и посвященной его дню рождения, стали работы Юлии Линцбах. Презентация выставки состоялась 9 марта, ровно через месяц после открытия двух предыдущих экспозиций.

Юлия Линцбах окончила Санкт-Петербургскую академию художеств, но это не говорит о том, что в своих работах она придерживается традиций академического рисования. Нет. Ее произведения эмоциональны, порывисты и очень откровенны. И передает она это при помощи своего собственного стиля в живописи.

На выставке в «Царскосельской коллекции» представлены портреты разных людей, написанные художницей. Главное в них — настроение, внутренний мир изображаемого человека, а не сходство, пропорции и реалистичность. У некоторых героев картин Юлии Линцбах стерто лицо, у других оно словно в тумане, у третьих — намечено грубыми, жесткими линиями. Портретист использует все возможные цвета. Лица могут быть желтыми, розовыми, черными. Так художница передает свое видение, ощущение человека. У всех портретируемых очень выразительные глаза. Как правило, они нарисованы тремя уверенными движениями кисти, но всегда очень точно. Изломы губ — жестки, но предельно выразительны.

Картины, которые стоит увидеть

Не каждому зрителю это искусство будет по вкусу. Кто-то будет готов окрестить работы художницы глупыми, непонятными, бессмысленными. А кто-то увидит в них неизмеримую глубину и настроение.

Одним из лучших полотен на выставке, на мой взгляд, является холст «Музыкант» (2011). Как «смачно» изображен свет, как легко автор передает напряжение при помощи широких мазков кисти, стремительного движения их по работе! В этой картине виден порыв и чувствуется вдохновение Юлии Линцбах.

Подводя итоги, хочется добавить, что в этом году музей «Царскосельская коллекция» отметил свой день рождения по-настоящему ярко — тремя совершенно разными выставками. К сожалению, работы Гераса Геокчакяна посетителю увидеть уже не удастся, но познакомиться с творчеством двух других художников еще можно успеть.

Александра Волкова, www.gorod-pushkin.info

Фото Максима Лютого