В музее «Царскосельская коллекция» проходят две уникальные выставки

Выставка Владимира Шагина

В начале апреля в музее «Царскосельская коллекция» открылись выставки двух художников — Владимира Шагина (1932-1999 гг.) и Анатолия Френкеля (род. 1951 г.). Обе выставки интересны, и каждая необычна по-своему.

Свой разговор я хочу начать с полотен Владимира Шагина. Живопись этого художника экспрессивна и энергична. Она, словно безудержный, стихийный вихрь, который сметает все на своем пути — дома, скамейки, деревья, фонари, людей — срывает с места и поднимает в воздух, а затем швыряет на землю и переворачивает все с ног на голову.

Работы этого автора по-детски наивны и так же, по-детски, мощны. Сила этих картин заключается в их непосредственности, прямоте, лаконичности.

Главным выразительным средством для художника служит линия. Черная, широкая, совершенно неизящная линия. Она, как змея, ползет по картинам, извивается. Пятно цвета лишь дополняет ее. Подчеркивает настроение, которое хотел передать на холсте художник.
Но это не значит, что колорит для автора не имеет никакого значения. Хорошим примером здесь служит картина «Прогулка» (1999 г.). Яркий желтый цвет прорезает полотно изнутри, рассекает его по диагонали, что привносит динамику в довольно статичную композицию. Желтый дополнен голубым, а оттеняет это сочетание белый фон. И, конечно же, неизменный черный контур, придающий работе контрастность...

Полотнам Владимира Шагина свойственна декоративность. И «Прогулка» не исключение — так же, как и работа "Озерки«(1992 г.). Своим настроением эта картина напоминает вышеописанное полотно. Она так же по-детски наивна и красочна. Невольно задаешься вопросом, как художнику удалось сохранить в себе ребенка?

Выставка Владимира Шагина

Но небольшие работы, этюды В. Шагина на меня произвели большее впечатление. Они тоньше, трогательней, проникновенней, искренней. Складывается впечатление, что художнику было интересней делать что-то камерное, небольшое. То, к чему надо наклониться, чтобы рассмотреть и насладиться. Если в своих небольших работах автор использует цвет, то краски в них чище, лаконичней. Например, в «Сцене из рыцарских времен» (начало 1980-х г.) рядом с оранжевым цветом художник кладет контрастный ему голубой, а красный цвет здесь соседствует с зеленым и синим. В этом просматривается нечто театральное.

Но больше всего меня очаровал небольшой этюд под названием «Установка электропровода» (середина 1950-х гг.). Совершенно, казалось бы, неинтересная, обычная сцена: в поселке, которых в России и тогда, и теперь множество, трое мужиков устанавливают электропровод. И о том, что это мужики, можно лишь догадываться, но настроение в этом этюде передано прекрасно. В нижней половине листа серым карандашом быстро и небрежно обозначены улица, уходящая вниз, несколько домов и группа людей, которые что-то делают. А над ними растекается, разворачивается и поднимается ввысь лазурное небо, которое занимает верхнюю часть листа. И так становится тоскливо, когда глядишь на эту работу! Серый, невзрачный, угрюмый поселок внизу, в котором все перекошено, а над ним — бесконечная, бескрайняя синева неба. И так просто сказано о чем-то неуловимо-важном.

Живопись Владимира Шагина, я думаю, будет близка далеко не всем, но познакомиться с ней стоит.

Выставка Владимира Шагина

Другая выставка, проходящая в музее «Царскосельская коллекция», представляет работы художника Анатолия Френкеля. В выставочном зале около одной из картин висит краткий рассказ об авторе и несколько слов о нем от кандидата искусствоведения Ольги Власовой, которые очень точно и емкой, на мой взгляд, отражают суть изображаемого художником — «это мир, упакованный в точку».

Эта экспозиция сильно отличается от соседней. Анатолий Френкель не использует реальные образы, он вообще не использует образы. Его картины абстрактны. В его искусстве каждый может увидеть то, что ему хочется.

Живопись Анатолия Френкеля привлекает к себе внимание фактурой, колоритом, декоративностью. Работы художника цветны, но каждая выдержана в своей собственной гамме. Он играет с краской. Создается впечатление, что его больше занимает процесс создания картины, нежели результат.

В своих полотнах Анатолий Френкель стремится выйти за рамки плоскости, но не вверх или в сторону, а на зрителя. Что-то необъяснимое сгущается, собирается в каждой работе в одну точку, которая норовит вырваться из двухмерного пространства холста.
Кисть художника почти всегда движется строго вверх-вниз или слева направо. Присутствуют лишь слабые намеки на диагональное движение. И это придает изображению статичность, в плоскости холста оно спокойно и бездвижно. Но из картины что-то приближается к зрителю и удаляется от него. И всегда с разной скоростью.

В достижении подобного эффекта художнику помогает фактура. Где-то он кладет краску толстыми слоями и разным формами, а где-то лишь чуть-чуть покрывает холст цветом. Местами он капает краску или делает натеки, создавая особую структуру изображения.
Я не являюсь любителем абстрактной живописи, но из представленных работ несколько я бы с удовольствием повесила у себя дома. Например, «Горизонт № 5» (2010 г.), «Горизонт № 2 » (2010 г.) или «Горизонт № 3» (2010 г). А так же «Sensitive № 3», «Sesitive № 1». И особенно я бы выделила «Несбывшийся пейзаж № 2» (2009 г). А ведь это уже половина выставки.

Но есть три картины, которые выбиваются из общего контекста представленных работ. По колориту они крайне сдержанны и лаконичны: темно-зеленые, почти черные, лишь в нескольких местах мелькает пара золотистых штрихов. Они так же фактурны. Работы окутаны какой-то загадочностью, они завораживают, затягивают, будто черная дыра.

Картины Анатолия Френкеля стильные, декоративные и просто приятные для созерцания.

Мне хочется думать, что выставки работ Владимира Шагина и Анатолия Френкеля, представленные сегодня в музее «Царскосельская коллекция», никого не оставят равнодушными, каждый сможет найти здесь что-то для себя.

Александра Волкова, www.gorod-pushkin.info

Фотографии организаторов выставки Владимира Шагина