Окно в «Тихую Британию»

Окно в «Тихую Британию»

18 января в музее современного искусства «Царскосельская коллекция» открылась персональная выставка известного петербургского фотографа Мадины Астаховой. 17 черно-белых работ, объединенных под общим названием «Тихая Британия», воссоздают пространство ожившего Средневековья и позволяют прикоснуться к величественным формам прошлого, чей неизбежный рок — раствориться в неумолимой эклектике настоящего.

Это девятая по счету персональная выставка Мадины Астаховой, известной прошлыми экспозициями в галереях «Митьки-ВХУТЕМАСС» (куратор Д. Горячев), «ФотоImage» (куратор А. Чежин) и другими. Все фотографии британской серии сняты с помощью сверхширокоугольного объектива «fish-eye»; черно-белая пленка, бромосеребряная бумага. Никакого тебе постпродакшна. Никакой ретуши. Прямая съемка и прямая ручная печать. Теперь такие фотографии называют «рукотворными», — говорит автор; и в этом тоже частичка безвременья.

В преддверии открытия выставки мы встретились с Мадиной Астаховой и немного поговорили о вечном и насущном.

— Я очень люблю бывать на Британских островах, там я чувствую себя как дома. Меня привлекает то, как бережно люди относятся к своему наследию. Не торопятся разрушать и на обломках строить что-то новое. Благодаря этому мы имеем возможность увидеть аутентичные средневековые деревни, старинные кладбища, поросшие мхом — точь-в-точь как в сказках или легендах о средневековых кладбищах — особняки, в течение столетий принадлежащие одному семейству, переходящие из поколения в поколение. Эта преемственность культуры ощущается в Англии очень сильно и вызывает, лично у меня, огромное уважение. При этом меня постоянно преследует ощущение, что все это наследие может вскоре уйти в небытие. Этому в большой степени способствует всемирная глобализация, интернет. Поэтому я фотографирую все то, чего у нас нет. И то, что, возможно, скоро исчезнет у них.

Окно в «Тихую Британию»

— Где и когда сделаны снимки?

— Все фото сняты в 2012 году. Места разные: старинное Лондонское кладбище, поражающее нетронутостью временем, знаменитое аббатство Лакок, которым владело семейство Тальбот — потомки того самого Уильяма Генри Фокс Тальбота, который в 1835 году изобрел первый фотографический негатив. А также Аранские острова в Ирландии, где уклад жизни не меняется на протяжении столетий и где вообще кажется, что время остановилось навсегда. Мне кажется, что, впитав в себя ту боль, которую испытываешь, наблюдая столкновение цивилизаций: старой доброй Британии, наполненной древними преданиями, христианской любовью, высокими понятиями нравственности и новой, похожей на каток, «вавилонской» цивилизации, удушающей все живое и прекрасное, смешивающей в одну безобразную массу все многообразие истинных традиционных культур, — эти работы показывают и то, что все истинное, чистое и святое не уходит в никуда. Оно уходит из пошлого и обездушенного мира, уходит в мир красоты и добра, уходит в вечность, где никогда не исчезнет.

Отзыв

«Через представленные фотографии мы соприкасаемся с историей людей, веками живших на островах. Эта история была очень непростой. В ней было много борьбы, лишений и противоречий. Но, несмотря ни на что, люди имели в себе огонь, который давал им силы жить, создавать семьи, растить новые поколения. Эти люди в тяжелых обстоятельствах писали и пели песни, совершали подвиги любви и жертвенности. Создавали высокое искусство. На многих фотографиях обращает на себя внимание особый аскетизм и, порою, скудость запечатленных памятников. Иногда это просто суровые неотесанные камни. Но, на удивление, за всем этим мы как будто бы встречаемся с живой человеческой душой. С любовью и заботой, вложенной в эти камни». (Ставрос Михайлидис, искусствовед, Греция).

Окно в «Тихую Британию»

Об авторе

Мадина Астахова — петербургский фотограф, родилась в 1972 г.
Фотографировать и печатать научил отец в школьные годы. Своими учителями также считает А. В. Гусева, Л. С. Таболину и Г. К. Колосова.

Закончила Реставрационное училище, Ленинградский Областной Университет им. Пушкина, Факультет фотокорреспондентов им. Гальперина (преподаватель П. М. Маркин).

Участвовала в 8 персональных и более 60 коллективных фотовыставках. Победитель и лауреат 10 международных и городских конкурсов.

Фотографировала для журналов «Фома», «Божья Коровка» и др. В настоящий момент — внештатный фотокорреспондент журнала «Вода Живая».

Работы в коллекциях Русского Музея, Государственном музейно-выставочном Центре РОСФОТО, Музее Истории религии, Фонде им. Карла Буллы и др.

Член Союза Фотохудожников России.

Справка о выставке

Выставка «Тихая Британия» в Каминном зале музея современного искусства «Царскосельская коллекция» продлится до 2 февраля.

Подробная информация и часы работы выставки на официальном сайте музея.

Алексей Лысенко, www.gorod-pushkin.info

Фото Дмитрия Горячева

Комментарии

Отзыв на Ваши фотографии.

Хорошо,что благодаря интернету мы можем ознакомится с видами Британии,находящейся от нас очень далеко.Мы видим богатство и разнообразие прекрасного мира. И невольно мысленно прдставляем себе людей живших в то далекое время и ушедших в прошлое;и только эти сооружения,чудом сохранившихся до наших дней,напоминают нам бывших хозяев с их жизненными проблемами;эти стены как будто помнят повседневные хлопоты хозяев,их радость и печаль.
Мне кажется,они сейчас скучают по ним и ждут их скорейшего возвращения.
Благодарю Вас за столь увлекательное путешествие в прошлое!
С примногим уважением покорный слуга Алексей.