Собаки в живописной коллекции Царского Села

Собаки в живописной коллекции Царского Села

В живописной коллекции музея-заповедника «Царское Село» находится немало анималистических портретов, а также просто жанровых картин, где непременно присутствуют первые друзья человека.

Недавно вышла целая серия царскосельских сувениров с очаровательной охотничьей собакой, внешне похожей на борзую, которая вольготно разлеглась на золоченом дворцовом диване.

Это картина известного анималиста XVIII века Иоганна Фридриха Гроота, который исполнил целую серию картин на анималистические сюжеты для Царскосельской резиденции. В России немецкого художника называли «знатнейшим зверописцем».

Собаки в живописной коллекции Царского Села

Роскошная мебель, дворцовый наборный паркет, тяжелая бархатная портьера с золотой бахромой и кистями нам говорят о том, что на картине изображена важная «персона». К тому же на шее у собаки ошейник, отделанный позолотой. Легенда гласит, что собака принадлежала Екатерине Великой и была ей подарена фаворитом Григорием Орловом. А государыня была страстной собачницей — ее всегда окружали четвероногие любимцы.

Собаки в живописной коллекции Царского Села

Еще один анималистический портрет был приобретен музеем несколько лет назад на аукционе — это полотно Якоба Филиппа Хаккерта «Кинг-чарльз-спаниель на фоне пейзажа» 1788 года. На этой небольшой картине (размер всего 45×58,5 см) изображена собака породы спаниель характерной черно-белой расцветки. До сих пор эта порода сохранилась, и ее представители очень похожи на своего предка. На картине собака имеет индивидуальные черты — выразительные взгляд больших глаз, на морде видна легкая «улыбка», будто герой картины хочет что-то сказать, но не может. Исследователи творчества Хаккерта полагают, что собачка на портрете могла принадлежать неаполитанскому королю. Спаниель породы Кинг-Чарльз был фаворитом среди классических комнатных собачек, которые подтверждали высокий статус их владельца, так как стоили довольно дорого. Эту породу ценили за ласковость и умение сопереживать. До последних минут жизни императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I, рядом с ней была такая собачка.

Собаки в живописной коллекции Царского Села

Один из самых известных портретов императорских любимцев — это картина «Любимцы императорской семьи» 1867 года. Александр II среди российских императоров был одним из самых больших любителей собак, они сопровождали его повсюду.

Кого же мы видим на картине? 11 собак и одну маленькую обезьянку в одном из дворцовых интерьеров. Центром композиции стал большой черно-белый пес лензир-ньюфаундленд, вокруг которого расположились другие собаки, меньших размеров: легавые, мопсы, терьеры, левретки... Под ногами «великана» сидит совсем маленькая собачка с бубенчиком на шее — чтобы все знали, что она здесь, и случайно не раздавили. Очень интересно наблюдать картину: можно изучать и породы, которые бытовали в то время, и забавы ради сравнивать размеры собак. Конечно же, «групповой портрет» писался не с натуры: у каждой собаки свое занятие. Кто-то статичен, кто-то резвится с мячиком. Но самое главное — картина приоткрывает нам страницы истории императорской семьи с новой стороны.

Собаки в живописной коллекции Царского Села

Собаки в живописной коллекции Царского Села

Есть еще в коллекции музея акварели Эдварда Гау — «Зеркальный кабинет» и «Туалетная», которые находились в южной части дворца. Изначально это были покои Екатерины Великой, а в середине XIX века в этих покоях жила семья императора Александра II. На этих интерьерных акварелях можно разглядеть уютно расположившихся маленьких собачек, которые очень вольготно ощущают себя в дворцовой атмосфере.

Собаки в живописной коллекции Царского Села

Помимо собачьих портретов и интерьерных акварелей в музее есть и охотничья живопись, где собаки играют не последнюю роль. Среди живописных полотен Александровского дворца до недавнего времени можно было увидеть картину Рудольфа Френца «Боярский выезд на охоту» или «Охота царя Алексея Михайловича», датированная 1911 годом. В ту пору русская тематика была крайне популярной, а личность царя Алексея Михайловича очень привлекала императора Николая II. На масштабном полотне расположилась многофигурная композиция: охотники, крестьяне, лошади, возки, уходящий вдаль зимний пейзаж. И на картине мы видим около 30 собак разных пород: мастиффы, борзые, легавые... Загадка картины в том, что при подсчете количество собак постоянно меняется, как говорят сотрудники музея. Их то 28, то 30, то 32...

Картина была написана по заказу императора Николая и находилась в Александровском дворце, после революции оказалась в гостинице «Астория», но потом вернулась в музей на свое изначальное место.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Данная статья является продолжением материала «Собаки при дворе российских императоров в Царском Селе». В предыдущей статье мы рассказывали о собаках российских императоров и императриц — они были верными друзьями, компаньонами, просто любимцами. Конечно же, их владельцы хотели запечатлеть образ своих собак на века в произведениях искусства. Помимо живописных произведений в коллекции есть и произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства. О них пойдет речь в следующих статьях.