Павильон «Шапель»: реставрация завершена

Павильон «Шапель»: реставрация завершена

15 сентября для посетителей откроется после реставрации Шапель — самый романтический павильон Александровского парка. Более семидесяти лет здание находилось в аварийном состоянии. Вместе с павильоном ожила Сиреневая аллея, которая проходит рядом с Шапелью — от Крестового канала до Розовой караулки. Здесь высадили 70 кустов сирени исторических французских сортов, в том числе «Мадам Лемуан», «Шарль Жоли». Специалисты уверены, что аллея станет одним из самых красивых прогулочных маршрутов Александровского парка.

Открытие Шапели — главное реставрационное событие года 100-летия музея-заповедника «Царское Село». Посещение павильона свободное, он доступен каждый день с 9 до 19 часов.

Построенный в XIX веке в виде разрушенной временем готической капеллы, павильон «Шапель» получил многочисленные повреждения в годы Великой Отечественной войны. Особенно пострадала кровля башни. В первые послевоенные годы из-за полного отсутствия материалов и возможности провести ремонт повреждения усугубились. К концу 1940-х годов, как зафиксировано в исторической справке, «основная часть железа была сорвана, остатки его свисали и их продолжал срывать ветер. Из-за длительных протечек стропильная система частично прогнила, снарядами частично повреждена кирпичная кладка руинной части и каменная лестница. Оконные и дверные переплёты целиком выломаны... скульптура с частичными повреждениями; лепные фигуры ангелов — тоже». Пострадал и интерьер капеллы, и флюгер-петушок.

Павильон «Шапель»: реставрация завершена

В 2011 году было выполнено комплексное обследование здания и разработана проектно-сметная документация по реставрации и приспособлению павильона под музейное использование. В 2014 году проведена историко-культурная экспертиза проекта.

В 2015–2016 годах в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012— 2018 годы)» были выполнены первоочередные ремонтно-реставрационные работы. В апреле 2017 года для последующей реставрации здания проведена конкурсная процедура и определен подрядчик — компания «Лапин Энтерпрайз».

Специалисты выполнили большой объем работ: ремонт и усиление конструктивных элементов здания; ремонтно-реставрационные работы по шатру башни; ремонт кровли; реставрация столярных заполнений; оснащение здания системами инженерно-технического обеспечения; восстановление интерьера капеллы. В интерьере произведена реставрация лепного готического свода и консервация подлинного живописного декора.

Крышу павильона изначально украшал флюгер в форме петушка, выполненный из меди, — символ отречения апостола Петра. На флюгере были следы от пуль времен Великой Отечественной войны, а хвост полностью утрачен. На кровле установили копию петушка, в основание которого, перед установкой на крышу, в июле 2018 года сотрудники музея заложили капсулу с посланием потомкам.

Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи, места полных утрат затонировали.

Павильон «Шапель»: реставрация завершена

Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек. При его расчистке реставраторы обнаружили исторический колер. После чего было принято решение места значительных утрат затонировать в исторический цвет.

Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.

Общая стоимость работ — 132 млн рублей. Финансирование осуществлялось за счёт федеральной целевой субсидии и внебюджетных средств ГМЗ «Царское Село».

Павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) сооружен на окраине Александровского парка в 1825–1828 годах в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.

Как и другие «готические» сооружения Александровского парка, Шапель была построена по проекту Адама Менеласа. Она представляет собой две квадратные в плане башни, одна из которых полностью «обвалилась», и соединяющую их широкую арку. Для усиления «готического» образа в окно установили цветные стекла, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры выполнены Василием Демут-Малиновским. Статую Христа, находившуюся в Шапели (ныне — в собрании Государственного Эрмитажа), приобрела у известного немецого скульптора Иоганна Генриха фон Даннекера вдовствующая императрица Мария Федоровна и подарила своему сыну императору Александру I.

Павильон «Шапель»: реставрация завершена

После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью.

С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал довольно плачевное состояние павильона, при котором «отваливаются кирпичи со стен, выбиты почти все стекла (малого размера), у статуи работы Даникера отбиты пальцы».

В начале Великой Отечественной войны павильон использовали для установки в нем зенитных орудий, которые расположили в бывшей «комнате часов» в чердачном помещении. Над зенитками была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт.

В 1950–1951 годы произведены консервационные работы, в том числе капитальный ремонт кровли. В 1953-м создан проект реставрации, который не был реализован.

В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым данным, к 1966-му нижний этаж всё еще использовался под жильё.

В 1987 году вновь был поставлен вопрос о реставрации и капитальном ремонте павильона, но и тогда проект не удалось реализовать.

Павильон «Шапель»: реставрация завершена

Сиреневую аллею высадили одновременно со строительством павильона «Шапель». Она протянулась от Крестового канала до Розовой караулки. Над ее созданием трудились садовые мастера Илья Кононов и Фёдор Лямин. Идея воссоздания утратившей свой первоначальный облик аллеи возникла в связи с реставрацией павильона «Шапель» и проведением работ по мелиорации, восстановлению дорожно-тропиночной сети в этом районе Александровского парка.

По материалам ГМЗ «Царское Село»