Бизнес и искусство – вопросы взаимодействия

О газете       Архив номеров




Бизнес и искусство – вопросы взаимодействия

Роль государства и бизнеса в формировании будущих музыкантов, формы поддержки музыкальной культуры стали темой «круглого стола», организованного перед открытием Летней Международной Музыкальной Академии Кока-Кола-Хелленик 2012.

В течение 10 дней в концертном зале Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой будут работать творческие мастерские в рамках IV международного музыкального фестиваля «Царскосельский дивертисмент».

Стоит отметить, что компания Coca-Cola Hellenic поддерживает фестиваль с 2010 г. В этом году Музыкальная Академия соберет более 500 участников из Гонконга, Италии, Канады, США, Китая и России. Молодые музыканты смогут посетить около десятка мастер-классов выдающихся преподавателей классической музыки, обменяться опытом и продемонстрировать свое мастерство.

Это все впереди, а за «круглым столом» организаторы фестиваля, известные исполнители и профессора пытались ответить на вопрос, как талантливому молодому исполнителю «пробиться» на мировую сцену и кто его должен поддержать на этом пути.

По мнению Марины Гольцевой, представителя оргкомитета фестиваля «Царскосельский дивертисмент», молодое дарование должно формироваться в хороших условиях, играть на хороших инструментах, и все это на этапе музыкальной школы, следовательно, помощь бизнеса должна начинаться с этого момента. Примером такой поддержки сверх учебного плана и образовательных программ является как раз нынешний фестиваль, считает Михаил Окулов, директор Царскосельской гимназии искусств им. А. А. Ахматовой. «Вопрос государственной поддержки всегда стоит остро, и при организации дополнительных мероприятий должна приветствоваться любая инициатива», — говорит он.

«Бизнес развивается, только если растет и развивается общество, на которое он работает. Взаимодействие — вот залог общего успеха, и именно на начальном этапе необходимо делать инвестиции в будущее развитие», — полагает Вера Бреус, менеджер по внешним связям и коммуникациям Coca-Cola Hellenic в Санкт-Петербурге.

Важность поддержки молодых музыкантов заключается еще и в том, что, получив великое наследие прошлого, необходимо использовать его сполна, иначе оно пропадет, считает итальянский пианист Массимо Фольеро.

Была поднята на «круглом столе» и тема государственных преференций социально ориентированному бизнесу. Как рассказал Евгений Сковородников, профессор университета Британской Колумбии (США/Канада), в Канаде эта система работает: если компания дает на поддержку фестиваля, концертов и пр. мероприятий порядка 10 тыс. долларов, то с половины этой суммы налоги не взимаются. Что касается России, то здесь, по словам В. Бреус, процесс вроде бы начал сдвигаться с мертвой точки, в то время как в Италии, подытожил эту тему М. Фольеро, законодательства, позволяющего стимулировать бизнес, направленный на поддержку искусства, нет.

Озадачились собравшиеся и темой продвижения молодых дарований. Виктор Кулешов, основатель и художественный руководитель фестиваля «Царскосельский дивертисмент», считает, что необходимо создать условия здоровой конкуренции среди молодых исполнителей, которая позволит организовать музыкально-концертную деятельность не только в крупных городах страны, но и на периферии. И здесь помощь бизнеса в организации концертов неоценима.

В качестве примера продвижения музыканта и популяризации классической музыки в мире Е. Сковородников привел концертную деятельность известного китайского исполнителя Лан Лана, который сделал особый акцент на обучении детей и юных музыкантов. Благодаря его миссии в Китае сегодня насчитывается 40 млн. пианистов, и, по оценкам аналитиков, две трети из них выбрали этот путь благодаря Лан Лану. А теперь и спонсоры его деятельности тоже стремятся ассоциировать себя с его именем. Вообще, по мнению профессора, сейчас идет активное смещение популяризации западной музыки в сторону азиатского континента благодаря его открытости.

К сожалению, в нашей стране, отметила М. Гольцева, все, что связано с классикой, выведено за рамки центральных СМИ. Поэтому цель «круглого стола» — добиться, чтобы «бизнес и общество поняли важность культуры в формировании человека, чтобы музыканты не ходили с протянутой рукой, чтобы не возникло культурной пустыни и люди все-таки оставались людьми», — добавила она.

«В большинстве своем бизнес дезориентирован, — считает В. Бреус. — Поэтому хотелось привлечь внимание к этой теме, ведь если об этом не говорить, то ничего не изменится».

Все, что в этот день обсуждалось за «круглым столом», конечно, актуально, вопросы достаточно острые для нашего общества, но, к сожалению, среди участников данного мероприятия не было ни одного чиновника, имеющего отношение к теме культуры, не было и представителей бизнеса, которых можно было бы сориентировать на примере данного мероприятия и самого фестиваля. Хочется надеяться, что все еще впереди и что еще есть время не упустить возможность донести лучшие образцы культуры до широких масс, которые рискуют со временем утратить способность оценить огромное наследие, оставленное нам великими мастерами прошлого.

А завершился «круглый стол» выступлением выпускницы Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории, лауреата международного конкурса им. Ференца Листа Марины Яхлаковой.

Ирина Владимирова

Фото автора