Музей-заповедник «Царское Село» открывает ретро-ателье

Музей-заповедник «Царское Село» открывает ретро-ателье

Сегодня в павильоне «Верхняя ванна» в Екатерининском парке открывается необычная выставка «Царскосельское фотоателье». Среди экспонатов — исторические фотографии, мундиры, дамские платья, мебель, а также фотоаппараты и камеры из царскосельских фотоателье, действовавших до 1917 года. Частью выставки станут фотосеансы — желающих сфотографируют в зале, в парке или на скамье у живописного пруда. Посетители убедятся в том, что историческая фототехника исправно работает.

Выставка организована совместно с Государственным центром фотографии «РОСФОТО». Экспозиция рассказывает об истории появления фотоателье в Царском Селе, роли царского двора в формировании моды на фотографию, а также о том, как «августейшая семья» способствовала повышению качества дагеротипов и фотографий.

Возникновение искусства фотографии относится к 1826 году, когда появился первый снимок, выполненный Жозефом-Нисефором Ньепсом на оловянной пластине. В 1839 году француз Луи-Жак Манде Дагер (Jacques Daguerre) опубликовал способ получения изображения на медной пластине, покрытой серебром, который он назвал дагеротипией. В России расцвет дагеротипии, получившей у нас название «светопись», пришелся на время правления императора Николая I.

— Фотографирование стало любимым занятием и для императорской семьи, которая, как любая другая, создавала фотохронику своей жизни. В период, когда только зарождался репортаж, подданные могли узнать о жизни августейших особ по иллюстрациям в периодической печати и по фотографиям, — говорит главный хранить ГМЗ «Царское Село» и куратор выставки Лариса Бардовская.

Закладка Реального училища в Царском Селе 5 мая 1901 года

С 1840-х годов публичную жизнь царской семьи освещали известные профессиональные фотографы, среди них — Карл Бергамаско, Андрей Деньер, Сергей Левицкий, Анаклиет Пазетти, Александр и Иосиф Оцупы. Каждый из них получил официальное право именоваться «поставщиком и придворным фотографом», для чего необходимо было в течение 8–10 лет изготавливать карточки членов императорской фамилии. Уже со времени правления Александра II большинство фотографий царской семьи предназначалось для тиражирования в прессе.

Расцвет фотографического искусства пришелся на время правления императора Александра III. В тот период фотография составила конкуренцию портретной и пейзажной живописи. Фотографированием увлекались и члены семьи императора Николая II. Профессиональные «светописцы» давали уроки мастерства вдовствующей императрице Марии Федоровне — известной поклоннице этого вида искусства, великому князю Сергею Александровичу, Николаю II, Александре Федоровне и их детям. В 1860-х годах в Александровском парке был устроен фотографический павильон. Именно здесь впоследствии семья Николая II занималась фотографией.

Возможность самим составить летопись семьи, запечатлеть как растут и взрослеют дети, побуждало Николая II и Александру Федоровну браться за фотографический аппарат. Сохранившиеся снимки, выполненные ими, фрейлиной императрицы Анной Вырубовой и другими близкими семье людьми, иллюстрируют повседневную жизнь Романовых.

Благодаря сохранившемуся фотографическому материалу мы имеем возможность проследить семейные и государственные события императорской фамилии: свадьбы, рождения детей, военные парады, приезды почетных гостей. Искусство мастеров светописи XIX—начала XX века создало художественный образ царствования Романовых, в том числе последнего императора, жизнь семьи которого отражена в кадрах фотохроники.

Великая княжна Елена Владимировна и принц Николай Греческий в день бракосочетания в Портретном зале Большого Царскосельского дворца

Портретирование всегда было одним из самых популярных видов фотографической деятельности. Поход к фотографу требовал особого настроя, подготовки, продуманного костюма, сосредоточенности. Существовали модели, по которым строилось изображение: портрет в профиль означал спокойный характер; поворот в три четверти — грациозность и изящество.

Целью фотографа и заказчика было сделать на снимке «красивое лицо», поэтому кроме продумывания позы и грамотной организации освещения широко применялась ретушь, что вызывало постоянное противостояние между сторонниками «чистого искусства» и мастерами-портретистами, желающими угодить клиенту. Одним из мастеров, стремившихся к естественности и непринужденности, был Карл Булла. По свидетельствам очевидцев, Булла первым из фотографов просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!».

На лето ателье переезжали в дачные районы и пригороды столицы. В 1866 году был издан указ, разрешающий открытие фотоателье в Царском Селе. Здесь в разное время располагались мастерские Михаила Козловского (ул. Конюшенная, д. 16), Вильгельма Лапре (ул. Московская, д. 21), Александра Ягельского, которому принадлежала фирма «К. Е. фон Ган и К» (ул. Широкая, в доме Бернаскони).

Мастера-портретисты XIX—начала XX века оставили богатое фотографическое наследие. Коллекция музея, которая имеет историко-бытовое значение, сейчас обрела новую жизнь. Истории коллекции фотографий музея впервые посвящена фундаментальная работа — книга Виктории Плауде и Марины Лебединской «Царское Село на старых фотографиях». Она будет представлена на выставке.

Выставка с фотосеансами в павильоне «Верхняя ванна» открыта для посетителей с 20 июня до 30 сентября 2012 года. Входной билет стоит 100 рублей.

Материалам предоставлен пресс-службой ГМЗ «Царское Село»

Комментарии

Царскосельское фотоателье. Первое впечатление.

Добрый день. Сегодня мы всей семьей посетили указанную выставку. Интересно, но...очень мало экспонатов. Хотелось увидеть больше фотографий. Особый интерес вызвал альбом с работами А.Вырубовой, на которых запечатлены кадры из повседневной жизни императорской семьи. Но этот альбом лежит под стеклом и ознакомиться со всеми работами не представляется возможным, увы.
Исходя из анонсирования выставки мы ожидали чего-то бОльшего. Может быть вместо комнаты, отведенной под фотоателье стоило выставить на обозрение большее количество фотографий той эпохи, тех мастеров. В нашем доме также есть фотоработы фирмы «К. Е. фон Ган и К» с изображениями предков. Поэтому мы с интересом и замиранием сердца искали сегодня знакомые черты на выставленных работах. Не нашли.
Выставка любопытна, но свой исторический "голод" мы не смогли утолить, к сожалению.
Спасибо.