В Пушкине прошла презентация книги о скульпторах Разумовских

В Пушкине прошла презентация книги о скульпторах Разумовских

На последнем заседании клуба «Отечество» в библиотеке им. Д. Н. Мамина-Сибиряка прошла презентация книги Ангелины Груздевой и Алексея Векшина «Скульпторы Разумовские». Издание выпустило издательство «Серебряный век», и с появлением этой книги меньше стало белых пятен в истории города Пушкина. Ведь она поведала о скульпторах — отце и сыне — Василии Флегонтовиче и Александре Васильевиче, работавших в Ленинграде и Детском Селе — городе Пушкине.

У Василия Флегонтовича был трудный жизненный путь. Уроженец костромской земли (1878 года рождения), он был незаконнорожденным сыном безземельной крестьянки. Как впоследствии вспоминала его жена Анастасия Саввишна, он рос забитым ребенком, в полной нищете. Но, несмотря на это и на то, что он до трех лет не ходил, с раннего детства у него проявилась тяга к рисунку, лепке. Он рано уехал в Санкт-Петербург, где работал печником в булочных Филиппова. Работа была тяжелая, приходилось ночью вскакивать и менять сгоревшие кирпичи в топке. В то же время он стал учиться в школе поощрения художеств при Академии художеств. В 1905 году он поступил вольнослушателем в Академию художеств. Здесь он часто становится объектом насмешек — ему случалось приходить на занятия в одежде, сшитой из мешков из-под сахара. Но вопреки всему молодой человек упрямо шел к своей цели. В 1913 году он получил звание скульптора за скульптурную группу «Самсон и Далила». Но еще до окончания Академии Василий Флегонтович начинает работать по декоративно-монументальной скульптуре на постройках. В 1906 году он привлекается к лепке на фасаде здания офицерского собрания в городе Либаве (ныне Лиепае). Там он познакомился с шестнадцатилетней девушкой Александрой, на которой впоследствии женился. Наиболее удачны работы скульптора на фасаде дома К. И. Розенштейна на площади Льва Толстого в Санкт-Петербурге. Его барельефы украшают здание на улице Большой Морской, дом 3-5.

Марианна Евгеньевна Головчинер делится воспоминаниями об Александре Васильевиче

В 1917 году Василий Флегонтович увидел Ленина, выступающего с балкона особняка Кшесинской. Он создает модель его бюста в 1918 году. Таким образом, Василий Разумовский становится первым, кто вылепил бюст Ленина. В дальнейшем этот бюст многократно репродуцируется. Также его рукам и таланту принадлежит создание бюстов Фрунзе, барельефов с изображением Ворошилова на лошади. В архивах авторы книги нашли потрясающий документ — о подаче Разумовским заявки на участие в конкурсе по созданию маятника Колумбу в Доминиканской республике. В заявке автор пишет, что может участвовать в качестве и архитектора, и скульптора.

С 1924 года Разумовские переезжают в Детское Село. Семья поселяется в левом полуциркуле Екатерининского дворца. Видимо, скульптора приглашает Александр Романович Бах, который становится главным архитектором при Управлении Детскосельскими музеями. Эрих Голлербах в своей книге «Город муз» вспоминает, что Разумовский постоянно занят ликвидацией «безносицы» парковой скульптуры. Занимался он и реставрацией лепного декора Екатерининского дворца. Продолжал участвовать в конкурсах на создание памятников. Василия Флегонтовича сразил удар в мастерской, после которого он умер в Обуховской больнице в 1930 году.

Вдова пишет письмо Владимиру Бонч-Бруевичу для передачи его Надежде Константинове Крупской с просьбой назначить ей персональную пенсию за заслуги мужа. Анастасия Саввишна просит учесть, что она, больная женщина, осталась одна с тремя детьми школьного возраста. В дальнейшем ей была назначена пенсия, но что послужило положительному решению этого вопроса и дошло ли письмо до адресата — неизвестно.

Работы А. В. Разумовского

Далее речь пойдет о сыне Василия Флегонтовича, Александре Васильевиче. Он родился в 1922 году в деревне Крутые ручьи Кингисеппского района. Семья продолжала проживать в полуциркуле в Детском Селе. Александр учился в школе на Колпинской (ныне — Пушкинской) улице, сейчас это здание занимает Дворец творчества. Александр так же, как и отец, рано проявил себя в любви к художественному творчеству. С юности ему благоволил Александр Романович Бах, который брал его с собой на этюды. И в памяти Александра он остался очень доброжелательным человеком. Он был принят в художественную школу, действующую при Академии художеств СССР. С началом Великой Отечественной войны Александра эвакуировали вместе со школой в Самарканд, где тот с отличием окончил учебное заведение.

В 1942 году Александр ушел на войну, там он получил два тяжелых ранения. После войны поступил в институт И. Е. Репина при Академии художеств. Сразу при поступлении он подал заявление на освобождение от платы за обучение и предоставление места в общежитии. Видимо, было сложно жить в одной комнате вместе с матерью и сестрой Клавдией. На долю последних выпала жизнь в оккупированном Пушкине, затем они были угнаны в Латвию, откуда они вернулись больными людьми. Клавдия, имея в трудовой книжке специальность «работник искусства», всю жизнь проработала то уборщицей, то сторожем.

Дипломной работой Александра Разумовского стала скульптурная группа «Суворов, приветствуемый русскими войсками» (1951 год), и с ней он сразу вошел в число признанных талантов. Эта работа и следующая — «Суворов и Кутузов перед штурмом Измаила» — находятся ныне в фондах музея А. В. Суворова. Как и отец, за свою жизнь он сделал немало бюстов Ленина.

С 1953 года и до конца жизни Александр Васильевич проживает на улице Коминтерна (ныне — Оранжерейная) в двух комнатах коммунальной квартиры в доме № 3, сначала с матерью и сестрой, а после их смерти — один. Его знали хорошо в городе. В конце 1950-х он знакомится с художником Алексеем Васильевичем Можаевым, жившим на даче Чистякова. Его жена Маргарита Николаевна и сам художник стали близкими друзьями скульптора. Иногда Разумовский позировал для Можаева. Частой гостьей на даче Чистякова была Ольга Дмитриевна Форш, известная советская писательница. Она умерла в 1961 году, и Александр Васильевич сделал барельеф на ее памятнике на Казанском кладбище. Он сохранялся до 2009 года — до тех пор, пока его не срезали вандалы.

Лариса Ивановна Орел и Ангелина Григорьевна Груздева

Александр Васильевич был знаком и с семьей краеведа, врача Евгения Марковича Головчинера. Барельеф на памятнике Головчинера также принадлежит руке Разумовского.

В конце 1970-х годов скульптору поступил заказ от Всесоюзного Института растениеводства (ВИР) на изготовление бюста Николая Ивановича Вавилова, ученого-биолога. Бюст был создан и сейчас находится в здании ВИР на Исаакиевской площади. А при содействии доктора биологических наук Ларисы Ивановны Орел — она предоставила множество фотографий — появился бюст Григория Андреевича Левитского, соратника Вавилова. Также планировалось установить памятник Николаю Вавилову в Пушкине возле Московских ворот, но этот проект так и не был осуществлен.

Если бюсты Вавилова и Левитского доступны не всем, то барельеф Александра Васильевича «Выстрел „Авроры“» видит каждый посетитель вестибюля станции метро «Площадь Восстания».

Вообще скульптор был очень работоспособным, поэтому и бюсты Ленина, и скульптуры солдат Великой Отечественной войны разлетались по разным уголкам необъятной страны. Интересная история связана со скульптурной группой «Возвращение из плена». В 1985 году, посетив краеведческий музей города Пушкина, Разумовский увидел ее гипсовую модель. Его огорчило, что скульптура была в плохом состоянии, а самое главное, что его лишили авторства, приписав авторство В. В. Гусевой и Р. К. Тауриту. Об этом он написал в письме директору музея Нине Александровне Трофимовой. К сожалению, дальнейшая судьба модели неизвестна.

В 1988 году Александр Васильевич умер. Его друзья художники поставили на могиле крест из гранита — деньги на этот памятник удалось получить, распродав книги скульптора. В мастерской Разумовского после его смерти остались начатые и оконченные работы. Телефонная книжка, множество записок. Часть среди них — с распорядком дня. Из записок стало ясно, что каждую минуту своей жизни он посвящал творчеству, работе.

На встрече в библиотеке Марианна Евгеньевна Головчинер, дочь Марка Евгеньевича, вспоминала, что Саша был чрезвычайно скромным человеком. Из года в год носил одну и ту же одежду. Будучи вегетарианцем, он каждый раз ставил в тупик хозяек, которые не знали, чем его накормить. А Лариса Ивановна Орел рассказала о том, как к скульптору в гости приехала дочь Левитского Надежда, а тот, не зная, кто она, но, увидев ее подбородок, сказал, что она — Григорьевна. Из этого можно представить, какую огромную работу проводит творец, создавая свое произведение.

Остается добавить, что книга «Скульпторы Разумовские» была выпущена по подписке, поскольку никто не поддержал издательство в деле увековечения памяти скульпторов. Книга будет также представлена на площадке Историко-литературного музея г. Пушкина 5 февраля в 12 часов. Кто еще не был на презентации, или хочет поддержать издательство, — приходите!

Марина Орлова, фотографии автора