Растрелли Франческо Бартоломео


Франческо Бартоломео Растрелли

Имя известного архитектора Варфоломея Варфоломеевича (Франческо Бартоломео) Растрелли навсегда вошло в историю не только русской, но и мировой культуры эпохи барокко. Хотя Растрелли и был по происхождению итальянцем, еще в возрасте шестнадцати лет он приехал в Россию, которая стала для него фактически второй родиной. Все шедевры, созданные этим архитектором, возникли на территории Российской империи и очень тесно связаны с особенностями русской культуры и жизни. Растрелли органически развивал лучшие традиции русского зодчества.

Несмотря на то что империя в это время была отсталой феодальной страной, которая нещадно эксплуатировала крестьян, в великолепных дворцах, особняках, парковых комплексах и культовых зданиях, созданных Растрелли, во всей красе проявляется культура ее послепетровской эпохи. Несомненно, что творчество Варфоломея Растрелли не только сыграло огромную роль в развитии русской архитектурной школы, но также непосредственно повлияло на формирование архитектурного стиля данного периода. С другой стороны и сам Растрелли сроднился с русской культурой и русской жизнью.

Великий зодчий не просто осуществлял заказы придворной верхушки, дворянства, но, создавая для элиты того времени дворцовые постройки и парковые комплексы, он прославлял Россию, ее мощь и величие. Поэтому вполне обоснованно, что творчество Растрелли было пронизано торжествующим пафосом.

Несмотря на отсталость России и незавершенность петровских реформ, страна смогла дать Растрелли такие возможности, которые не мог дать ему ни запущенный и погрязший в пороках Рим восемнадцатого века, ни немецкие провинциальные княжества, ни даже переживающий в то время упадок Париж с модным французским рококо, так называемый «стиль регентства».

Родился В. Растрелли предположительно в Париже в 1700 году, а умер в Санкт-Петербурге в 1771 г. Появление Растрелли в России было связано со стремлением Петра Великого окружить себя образованными людьми из Европы — художниками, инженерами, учеными, архитекторами и т.д. В 1715 году в Париже появился агент тогда еще российского царя, а уже в 1916 году в Россию приехал Растрелли с отцом. Учился он вероятнее всего в Италии между 1725 и 1730 гг. С 1730 по 1763 год Растрелли был придворным архитектором. Именно на этот период приходится пик его деятельности. Архитектор был женат, имел дочку. Вполне естественно, что Растрелли не нуждался в деньгах. Жил он в доме на Невском проспекте, часто бывал на приемах, пользовался вниманием при императорском дворе.

Бюст Растрелли, Санкт-Петербург

Уроки отца и впечатления ранней молодости Растрелли познакомили его с барокко, стилем, который господствовал в архитектуре уже около полутора столетий. Достаточно богатый, напыщенный стиль молодой архитектор разбавил светским характером русской культуры. Постоянные заказы планов зданий, городов, которые были характерны для петровского времени, быстрота строительства Северной Пальмиры и многоплановость московской архитектуры 17 века — все это серьезно повлияло на формирование Варфоломея Растрелли как зодчего. В своем творчестве архитектору удалось соединить с одной стороны, разнообразие и богатство барокко, а с другой, реалистичный подход к планировке и постройке здания, который исходил от народных истоков русской культуры.

Эпоха, во время которой творил Растрелли, характеризовалась безраздельным господством дворянства, которое на тот момент уже включало в себя не только старую феодальную аристократию, но и слои новой служилой элиты. Аристократия после смерти Петра Великого сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности. С другой стороны после петровских реформ дворяне успели ознакомиться с европейской культурой, многие даже побывали за границей. Поэтому вместо масштабных замыслов и предприятий эпохи Петра I, востребованным становится строительство загородных резиденций и небольших дворцов. Естественно, что это благотворно повлияло на развитие архитектуры в России.

Первой работой Растрелли стала планировка небольшого по размерам деревянного дворца в Кремле в Москве. Во время правления Анны Иоанновны архитектор разработал проект перепланировки Зимнего дворца. К 1735 году постройка дворца была завершена. В 1754 году, уже при императрице Елизавете, по проекту Растрелли был опять переустроен Зимний дворец. Отделка всех помещений завершилась в 1763 году.

С 1744 по 1750 гг. Растрелли руководил строительством Аничкова дворца. После этой работы он стал достаточно известным и получал множество заказов от богатых вельмож (этот дворец, правда в искаженном виде, частично сохранился до наших дней). Архитектор также разрабатывал проект Андреевской церкви, которая была заложена еще в 1744 году. В 1764 году было завершено строительство Смольного монастыря.

Екатерининский дворец, архитектор Франческо Бартоломео Растрелли

Главная цель строительства в это время состояла в сооружении зданий, которые должны были служить роскошным фоном придворной жизни. Также новые грандиозные здания должны были показать внешнему миру всю мощь и величие России. Благодаря этим факторам архитектура получила не виданные ранее возможности для развития. Даже политическая реакция, наступившая после смерти императора Петра Великого, не смогла остановить развитие архитектурного искусства. В темные времена правления императрицы Анны Иоанновны продолжали развиваться традиции русских зодчих, вскормленных при Петре I — М. Земцова, П. Еропкина, И. Коробова и других. Они создали первый в России архитектурный кодекс «Должность Архитектурной экспедиции». В этом произведении содержались теоретические положения и практические указания об организации строительного дела, планировке города, застройке, производстве разнообразных строительных материалов, развитии российской строительной промышленности, подготовке профессиональных мастеров и специалистов.

Список работ Растрелли насчитывает десятки дворцовых зданий, столичные дома вельмож, самые различные парковые постройки, театры, церкви, загородные усадьбы и многие другие шедевры. Он создал «визитную карточку» Царского Села — Екатерининский дворец. По его проекту в регулярной части Екатерининского парка построены павильоны «Грот» и «Эрмитаж». Этот гениальный архитектор по праву может называться одним из наиболее плодовитых зодчих своего времени. Удивляет такая работоспособность архитектора еще и потому, что он сам разрабатывал множество деталей своих проектов, включая лепку, резные украшения, решетки, балюстрады, балконы, сборные паркеты и так далее. Вместе с Варфоломеем Растрелли работали такие известные архитекторы эпохи, как И. Мичурин, К. Бланк, А. Евлашев.

К сожалению, не все произведения Растрелли сохранились до наших дней. Что-то сгорело, что-то было разрушено впоследствии войн, сотрясающих Россию в течение двух с половиной веков. Например, из частных домов, которые были построены для вельмож дворов Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, сохранилось лишь два — дом Воронцова и дом Строганова. В Александровском парке Царского Села по проекту Растрелли был воздвигнут павильон «Монбижу», однако в начале XIX века на его месте построили Арсенал. Катальная горка в Екатерининском парке была разобрана в конце XVII века — сейчас на ее месте находится Гранитная терраса, созданная по проекту архитектора Л. Руска.

Тем не менее, даже те немногочисленные остатки, которые дошли до наших дней, представляют собой яркие примеры творчества гениального зодчего и дают полное представление о русской архитектуры 18 века. Умер Растрелли в Санкт-Петербурге 29 апреля 1771 г. Его именем названа площадь, расположенная перед Смольным монастырем.