Пролог Рождества

О газете       Архив номеров



13 декабря в ЦККД «Павловск» этнографический клуб «Водская Пятина» проводил традиционные зимние женские посиделки за пяльцами. Для обучения начинающих была приглашена член совета ассоциации финно-угорских народов РФ Наталья Евгеньевна Романова. Она принесла с собой образцы рукоделия, объяснила особенности финно-угорской вышивки. Ксерокопии древних орнаментов с магическими символами участницы получили в подарок для домашнего рукоделия.

Светлый образ Санта-Лючии

Праздничный характер мероприятию придало появление Санта-Лючии — «гостьи из Финляндии». 13 декабря, по древней скандинавской традиции, в самое темное и холодное время года, когда так не хватает солнца и тепла, избирается красивая светловолосая девушка — добрая и приветливая Санта Лючия — Дева света, красоты и милосердия. На ее голову водружают венок с горящими свечами. В сопровождении «гномов» она возглавляет шествие, цель которого посещение больниц, приютов, нуждающихся. Во время шествия всех угощают кофе с шафрановыми булочками. Это пролог Рождества. Так же как и Санта-Клаус, Санта-Лючия имеет религиозные корни, но ее чествование давно уже стало свет-
ским праздником, любимым студентами и молодежью.

В последнее десятилетие Санта-Лючия «перешла» финско-российскую границу, и ее праздник стал ежегодно отмечаться в Выборгском замке, куда приезжают студенты из Петербурга, веселятся, танцуют и поют, пьют кофе и горячий глинтвейн.

Санта-Лючия считается олицетворением света и покровительствует всем профессиям, связанным со зрением, которым свет необходим. Поэтому ее появление перед мастерицами, занятыми вышивкой, было очень символично.

Северные традиции

Зимние праздники помогали северным народам преодолеть тяжелые холода. Их персонажи трансформировались со временем от языческих к христианским, а затем и к светским развлекательным образам . Так у славян были популярны Карачун (делающий коротким день и жизнь), Мороз (от слова мор — смерть всему живому), которыми пугали непослушных детей, говоря, что придет Мороз с помощниками мароссами-трескунами (трескучий мороз, от которого трескаются бревна в домах и стволы деревьев в лесу) и заморозит их. Родственным Морозу считался также Зюзя — славянский бог зимы. У водского народа духа холода Чюльмю «кормили» на праздник Веериссе (водосвятие — Крещение) и просили, чтобы он приходил в гости зимой и не приходил летом, не убивал посевы.

Для поклонения языческим божествам люди ставили во дворе снежных идолов — снеговиков, которых наши дети до сих пор радостно лепят, даже не подозревая о их древних корнях.

Считалось, что Мороз очень не любит тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым и веселым дарует телесную крепость и жаркий румянец. Он замораживает снежные горки для катания и веселит честной народ снегом и бодрящим морозцем.

Рождение нового дня праздновалось 24 декабря/6 января, когда день начинал прибавляться «на воробьиный скок». У славян в этот день славили Сварожича — новорожденного сына главного бога Сварога, и для того, чтобы начинающийся год был урожайным, приносили в дом сноп соломы, делали соломенные куклы, задабривали дарами, шли колядовать. Селяне наряжались в шкуры коз, чтобы год был плодный и двор был полон скота, и в шкуры медведя, которого Карачун не трогал, позволяя ему беззаботно спать в своей берлоге, посыпали снег цветными лоскутами, втыкали в сугробы сбереженные с лета сухоцветы, пели по дворам, ожидая даров и предрекая неурожайный год скупым хозяевам.

Позже у христианских народов появилась традиция в память о рождении Христа в пещере, где прятался от непогоды домашний скот, приносить в дом на Рождество сено. Одни стелили его на стол под белую скатерть, другие раскладывали его на полу. Традиция даров — подношений богам трансформировалась в подарки родным и близким, чтобы сохранять добрые отношения между людьми. Подарки на Рождество для детей родители складывали в башмачки, чулки, под подушку, позже — под елку, которая своей зеленью олицетворяла незамерзающую жизнь природы зимой. А в знак того, что в этом доме живут добрые люди, которые бы пустили в свой дом Богородицу, и не пришлось бы ей переносить роды в хлеву, на окна выставляют зажженные свечи.

Подготовила Лина Тервенен