«Придворный парфюмер». Воссоздание эпохи балов

«Придворный парфюмер» приглашает на выставку

В нынешнем году Гильдия парфюмеров вновь порадовала царскоселов и гостей города парфюмерной выставкой «Придворный парфюмер», которая, как и в прошлом году, разместилась в цокольном этаже Камероновой галереи. На этот раз выставка обогатилась ароматам более ранних эпох — XVIII- XIX веков. И для создания атмосферы эпохи фижм, кринолинов и турнюров на выставке представлены великолепные бальные платья.

Экспозиция дополнена фрагментом выставки «Настоящее прошлое», предоставленной Международным историко-культурным благотворительным проектом «Балы. Четыре сезона», который возрождает бальные и культурные традиции Санкт-Петербурга. Фрагмент выставки демонстрирует бальные наряды в стиле XIX века.

Нам удалось побеседовать с автором этих платьев, художником и историком моды Светланой Сухорученко.

— Светлана, скажите, все эти наряды вы сшили сами? Сколько времени уходит на пошив одного платья?

— Да, все платья я шью сама. Создание каждого из них занимает разное время — от недели до многих месяцев. Больше всего времени занимает сложная отделка. Например, работа над белым ампирным платьем, где гладью полностью вручную вышиты ветки рябины, заняла у меня около 9 месяцев. Платье, вышитое жемчугом, — примерно 6 месяцев. Но точное время работы отследить сложно, так как созданием платьев для себя приходится заниматься только в свободные от работы часы. Я очень люблю различные виды вышивки и считаю, что при всех кажущихся преимуществах машинная компьютерная вышивка не способна полностью заменить ручную работу, так как только в ней чувствуется тепло рук и частица души мастера.

«Придворный парфюмер» приглашает на выставку

— Используете ли вы современные ткани или придерживаетесь строгой реконструкции?

— Любая ткань, из которой шьется платье, современна хотя бы потому, что выткана на современном ткацком станке с использованием современных технологий и, чаще всего, окрашена современными химическими красителями. К тому же многих бытовавших в прошлом наименований тканей уже не существует. Нам не удастся найти в магазинах шелковый фай и бареж, что был очень ценен и популярен в первой половине XIX века, золотой и серебряный глазет, из которого шилась церемониальная одежда, грогрон, кружева — блонды и многое, многое другое. Только с большим трудом еще можно отыскать муар. Поэтому, выбирая ткань для исторического платья, важно ориентироваться на визуальное сходство с материалами, которые использовались в XIX веке. Тафта, бархат, батист, газ, муслин — это то, что перешло в нашу эпоху относительно без изменений. Я стараюсь использовать преимущественно ткани из натуральных волокон: шелк, шерсть, хлопок. Поскольку моя задача — воссоздать костюм максимально достоверно, я по возможности избегаю синтетических тканей. И не только потому, что такое платье будет не вполне исторически достоверным, так как синтетическое волокно стало применяться в текстильной промышленности только с 1930-х годов, но в большей степени из-за его слишком яркого и грубого блеска, который придает платью вульгарный и кричащий вид. Кроме того, стоит избегать тканей с явно современным орнаментом, едких, ядовито-ярких цветов и отделки, не свойственной костюму той или иной эпохи.

— Все эти платья ваши, в них вы ходите на балы. Насколько нам известно, вы постоянный участник проекта «Балы. Четыре сезона». Вы могли бы подробнее рассказать об этом проекте?

— Проект направлен на возрождение прекрасных, но некогда утраченных петербургских бальных традиций и проводит четыре бала в год по четырем временам года: весенний Шоколадный бал, с которого начинается танцевальный сезон, летний цветочный бал Bal des flеurs, осенний бал-маскарад «Летучая мышь» и торжественный зимний Белый бал. Каждый раз днем, перед взрослым балом традиционно проходит детский благотворительный бал. Кроме того, проект включает в себя большое количество периодически проходящих лекций и мастер-классов.

«Придворный парфюмер» приглашает на выставку

Еще несколько вопросов мы задали Марине Король, директору проекта «Балы. Четыре сезона» и организатору выставок «Настоящее прошлое».

— Марина, расскажите, проходили ли балы от проекта «Балы. Четыре сезона» в Пушкине? Планируется ли их провидение в будущем?

— Да, один из наших балов проходил в прошлом году — «Бал в стиле регентства «Грёзы по Джейн Остин». Это был первый бал подобной тематики, и проходил он в бывшей Ратуше Царского Села. Всем очень понравился бал, его атмосфера. Возможно, как-нибудь мы ещё раз проведём бал в Пушкине. А сейчас у нас запланирован пленер в исторических костюмах в стиле регентства, названый по одному контрдансу — «Одним летним днём».

— Что подвигло вас принять участие в царскосельской выставке?

— Мы готовим свою выставку «Настоящее прошлое», и предложение Гильдии парфюмеров показать фрагмент нашей выставки вместе с выставкой «Придворный парфюмер» пришлось кстати. Нам показалось, что это прекрасное место — в центре Екатерининского парка, в Камероновой галерее — хорошее начало для выставки «Настоящее прошлое».

— Планируется ли дальнейшее сотрудничество с ГМЗ «Царское Село»?

Да, мы планируем продолжить сотрудничество, так как видим большой интерес гостей музея к теме исторического костюма. Пока что конкретных планов, о которых стоит рассказать, нет, но мы обязательно придумаем что-то интересное.

После приятной беседы хочется окунуться в эпоху балов не только визуально, но и вдыхая ароматы ушедшей эпохи. И выставка «Придворный парфюмер» этому способствует. Напомним, выставка работает до 30 сентября. Посетить экспозицию можно с 11 до 19 часов (выходной день — четверг). Взрослый билет стоит 200 рублей, детям до 14 лет вход бесплатный.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото Максима Лютого