Портрет Петра Великого возвращается в Павловский дворец

Портрет Петра Великого возвращается в Павловский дворец

13 апреля будет возвращен на историческое место в Павловском дворце прижизненный «Портрет Петра Великого» художника XVIII века Антуана Пэна. Процедура начнется в 11 часов с обрамления полотна отреставрированной рамой конца XIX века. После реставрации специалистами Государственного Эрмитажа портрет вернулся в Павловский дворец.

Отражением того пиетета, который испытывал великий князь Павел Петрович, а затем император Павел I, перед памятью Петра Великого, являлось обязательное присутствие изображений прадеда в парадных и жилых покоях правнука. Парадный «Портрет Петра Великого» размещен в Малом кабинете Павла I Павловского дворца-музея, который находится здесь с 1801 года, что подтверждается архивными документами. Произведение всегда считалось прижизненным изображением Петра, но в дворцовых описях никогда не отмечалась его принадлежность какому-либо автору. В послевоенное время в отечественном искусствознании портрет без веских оснований приписывали И.-Г. Таннауеру. Впервые предположение об атрибуции павловского портрета знаменитому Антуану Пэну (1683–1757) — придворному художнику трех прусских королей — было высказано в 1980-х годах немецким искусствоведом Г. Бартошеком. Интересной особенностью произведения является включение погрудного портрета императора, выдающегося по своему живописному исполнению, в парадную композицию в рост. Граница вставки всегда была видна невооруженным глазом и уже во второй половине XIX века отмечалась известными исследователями иконографии Петра Великого А. А. Васильчиковым и Г. К. Фридебургом.

В Павловске портрет великого предка был любим и почитаем всеми владельцами дворца. Так, например, в 1844 году великий князь Михаил Павлович согласился с просьбой своего брата императора Николая I при создании Галереи дома Романовых в Зимнем дворце «взять в Эрмитаж для снятия копии портрет Петра I во весь рост, находящийся в Павловске в Кабинете Покойного Императора Павла I» только при условии обращаться с портретом «со всею бережливостью». В 1872 году при великом князе Константине Николаевиче к 200-летию Петра Великого во втором отделении Императорского Эрмитажа была проведена реставрация портрета, которая заключалась в переводе живописи на новый холст одним из братьев Сидоровых. К сожалению, перевод был неудачен, поэтому картина не приняла участие в юбилейной Московской политехнической выставке 1872 года. Такое вмешательство в состояние портрета отразилось и на будущей крайне неудовлетворительной сохранности произведения.

Осенью 1941 года портрет Петра Великого не был эвакуирован. Холст варварски вырезали из рамы, грубо свернули в рулон и бросили отступавшие гитлеровцы. В послевоенное время «Портрету Петра Великого» был возращен экспозиционный вид реставраторами Павловского дворца-музея, и картина вернулась на свое историческое место. Но серьезные повреждения, нанесенные произведению в годы войны, предельно сжатые сроки реставрации, а также использование в работе недостаточно качественных материалов привели к тому, что спустя полвека состояние сохранности портрета было признано аварийным. В конце 2011 года портрет Петра Великого из парадных залов Павловского дворца был отправлен в Лабораторию научной реставрации станковой живописи в Реставрационно-хранительский центр Государственного Эрмитажа «Старая Деревня». После тщательного осмотра произведения и начала профилактических работ реставрационные мероприятия были поделены на три этапа: консервация, раскрытие авторской живописи от старых многослойных записей и этап художественной реставрации. Комплексная реставрация и физико-химические исследования «Портрета Петра Великого» дали возможность прийти к новому качественному пониманию художественного и мемориального уровня этого произведения. Собранная доказательная база позволяет говорить о том, что сегодня Павловский дворец-музей обладает совершенно уникальным прижизненным портретом Петра I, выполненным известным европейским мастером первой половины XVIII века Антуаном Пэном.

Администрация ГМЗ «Павловск» выражает глубокую благодарность сотрудникам Государственного Эрмитажа, в первую очередь реставраторам и экспертам. Весь комплекс работ выполнен на средства, выделенные Министерством культуры Российской Федерации по целевой программе «Культура России 2012–2018».

Пресс-служба ГМЗ «Павловск»