Застывшая музыка каллиграфии

Застывшая музыка каллиграфии

30 мая в Царском Селе торжественно открылась Международная выставка «Поэзия каллиграфии», которая продолжает традицию ежегодных каллиграфических выставок «Образ и Буква».

В стенах Софийского павильона, расположенного возле Софийского Собора, представлены лучшие работы преподавателей и учеников Центра искусства каллиграфии «От Аза до Ижицы», созданные в минувшем учебном году. Посетители могут увидеть произведения художественного руководителя Центра, каллиграфа Петра Петровича Чобитько, а также работы педагогов — профессиональных художников-каллиграфов, выполненные в различных техниках.

Застывшая музыка каллиграфии

Центральное место в экспозиции занимает серия «Природа, мудрость и покой», созданная педагогами Центра на основе поэзии А. С. Пушкина. Не оставляют равнодушными ценителей прекрасного работы больших и маленьких учеников — каллиграфические листы, каллиграфия на ткани, свитки, рукописные книги и открытки, написанные традиционными русскими и европейскими шрифтами. Также в выставке участвуют каллиграфические листы и объекты педагогов и учащихся Таллинской школы каллиграфии. Вдохновение участники выставки черпали в самых разных произведениях отечественных и зарубежных писателей и поэтов — зрители могут увидеть каллиграфию на русском, английском и эстонском языках, в том числе библейские тексты и молитвы на церковнославянском.

Застывшая музыка каллиграфии

Каллиграфия (от греч. kalligraphia — красивый почерк) — искусство красивого и четкого письма. Зародившись еще в Древнем мире, каллиграфия развивалась на протяжении многих столетий. Так, например, тростниковым пером писали на Ближнем Востоке, кистью — в странах Древнего Востока, птичьим пером — в Европе. Оказывается, писать можно не только чернилами и красками, но также песком, водой и другими, казалось бы, неподходящими для письма веществами.

Организаторами выставки выступили Духовно-просветительский центр Царскосельского благочиния и Санкт-Петербургский центр каллиграфии «От Аза до Ижицы». Выставка является ежегодной, но в Пушкине проходит впервые.

Застывшая музыка каллиграфии

Вот что рассказывает Мария Скопина, преподаватель Центра: «Каллиграфия очень схожа с музыкой, с танцем и, конечно же, неразрывно связана с литературой. Ритм в каллиграфии, как и в музыке, — одна из первостепенных вещей, на которых все построено: ритм черного и белого, широких и тонких линий, букв самой разной формы. Как и в танце, в каллиграфическом письме очень важна свобода и точность движения, и при этом ты не имеешь права на ошибку. Когда ты пишешь, то используешь не только пальцы: нужно вести линию всей рукой, спиной и даже всем телом. Важно, как рука касается бумаги, как ты держишь осанку, как стоят ноги, так как без правильного положения тела линия не получится. И, безусловно, каллиграфия тесно связана с литературой, так как практика и упражнения строятся на написании разных литературных текстов. Искусство красивого письма сочетает в себе много других искусств и техник».

Застывшая музыка каллиграфии

Свои силы в каллиграфии может попробовать любой желающий. Нужно лишь остановиться на мгновение и обратить внимание на красоту и волшебство окружающих нас явлений — след, оставляемый листом, падающим с дерева, каплю дождя, круги, расходящиеся по воде от прикосновения пылинки... Все это может быть передано одним искусным штрихом, красивым сочетанием линий.

В день открытия выставки Петр Петрович Чобитько провел для всех желающих авторский мастер-класс: мастер показывал, как можно сделать рисунок водой.

Застывшая музыка каллиграфии

Инициатор проведения выставки каллиграфии в стенах Софийского павильона Мария Григорьева поделилась своим мнением об открывшейся выставке: «Буква — это внешнее выражение слова, воплощение смысла, стоящего за словом. Буква сопровождает нас всю жизнь. В буквенных знаках заложено воздействие на человеческие чувства и мысли. Глядя на красивые знаки, невольно задумываешься о том, что стоит за ними. Одни и те же слова, написанные в разных техниках, воспринимаются по-разному. В каллиграфии как учебной дисциплине есть важная воспитательная функция: когда дети учатся писать каллиграфически, они начинают внимательнее относиться к тому, что стоит за словами, которые они пишут. И их умение регулировать нажим пера, умение контролировать дыхание, творчески относиться к инструментам для письма, писать палочкой, кистью и пером развивает мозг и чувство прекрасного. Каждый сделанный штрих — это и есть каллиграфия в разных ее проявлениях. Мы с радостью приоткрыли для воспитанников Воскресной школы при Софийском соборе волшебный мир искусства каллиграфии. В ближайшее время в стенах Софийского павильона пройдет серия мастер-классов по каллиграфии для всех интересующихся жителей Царского Села и гостей города».

Застывшая музыка каллиграфии

Посетить выставку «Поэзия каллиграфии» в Софийском павильоне можно до 20 июня включительно. Выставка работает с 11 до 19 часов (понедельник и четверг — выходные). Вход — за пожертвование, детям и пенсионерам вход свободный.

Ксения Чуркина, www.gorod-pushkin.info