Музей костюма

О газете       Архив номеров




Музей костюма

30 мая в Павловском дворце открылась обновленная экспозиция «Императорский Павловск. Костюмы и аксессуары». Бальные, домашние платья, костюмы для отдыха, одежда для визитов, зонтики, перчатки, головные уборы, принадлежащие императорским особам, дают посетителям представление не только о моде ушедшей эпохи, но и могут рассказать об эстетических вкусах и характере их владельцев.

— Костюмы, представленные здесь, мемориальные, — сказала на открытии выставки директор музея В. А. Дементьева. — Это платья и костюмы Екатерины II и Петра III, Павла I и Марии Федоровны, супруги Николая II Александры Федоровны и их детей. Представить на обозрение широкой публики,предметы музейной коллекции, которые ранее хранились в Особой кладовой и были недоступны для посетителей, стало возможным благодаря финансовой поддержке Комитета по культуре.

Вера Анатольевна выразила также слова благодарности куратору выставки Н. М. Вершининой, реставраторам фирмы «Дедал» — всем, кто принимал непосредственное участие в подготовке уникальной экспозиции.

Впервые на выставке представлены одежда и аксессуары из гардероба последней императрицы Александры Федоровны. Никогда ранее не экспонировались и уникальные изделия монастырской работы — кокошники, выполненные великими княжнами Татьяной и Анастасией. Выделяются нарядные бальные и вечерние платья из тонного шелка. Надолго задерживают внимание летние кружевные платья, поражающие мастерством ажурного рисунка. При пошиве одежды для высокопоставленных заказчиков мастера выбирали самые лучшие ткани, а для отделки использовали ручную вышивку, аппликацию, драгоценные камни и лучшие сорта западноевропейского и российского кружева. Костюмы расположены в хронологическом порядке,
отражющем изменения моды. Рядом размещены портреты императорских особ, которым они принадлежали.

— Мы можем увидеть результат работы сотрудников музея за последнее время, — рассказал главный хранитель дворца А. Н. Гузанов. — Это портрет Марии Федоровны, написанный немецким художником Ф. Каульбахом и долгое время считавшийся потерянным. Он был приобретен на аукционе на средства Министерства культуры и передан музею, как и представленный в экспозиции датский фарфор Копенгагенской мануфактуры.

Собирательскую работу музей ведет постоянно, пополняя коллекцию предметами, которые музей приобретает от частных лиц через закупочную комиссию или получает от граждан в дар. Так, петербургский антиквар П. Е. Пылаев передал музею коллекцию вееров. Несколько платьев подарила известный коллекционер Н. А. Кострыгина. Однако на выставке они не представлены, так как подбирались только мемориальные экспонаты, среди которых есть предметы мебели, изделия из бронзы, фарфора и стекла, всего около тысячи экспонатов.

— Экспозиция постоянно меняется, — рассказала куратор выставки Н. М. Вершинина. — Костюм требует бережного обращения, включающего профилактический уход, реставрационные мероприятия. Кроме того, он нуждается и в отдыхе. Окна в помещениях плотно закрыты шторами в несколько слоев. Дневной свет сюда не попадает никогда. Здесь только холодный искусственный свет, который наносит вещам минимальный вред.

Наталья Михайловна обратила внимание на тот факт, что каждый из представленных костюмов имеет точную дату изготовления. Известно, что императрица Мария Федоровна в течение многих лет заказывала платья у модистки французской королевы Марии Антуанетты Розы Бертен, а на платьях двух последних императриц сохранились марки знаменитых европейских и русских модельеров, таких, как Чарльз Ворт, Торин Блоссье, Ольга Бульбенкова и других.

Татьяна Кузнецова

Фото автора