Мораль и общество: прошлое и настоящее

Мораль и общество: прошлое и настоящее

В последние годы нам постоянно приходится слышать о создании в России правового государства, о правах человека и различных институтах, защищающих эти права, о бурной деятельности правозащитников. Однако словосочетание «право и мораль» встречается крайне редко. А ведь давно известно, что жизнь в человеческом обществе регулируется двумя видами законов (норм) — юридическими (правовыми) и моральными (нравственными). Юридические законы в демократическом государстве принимаются законодательной ветвью власти. Очевидно, принять различные правовые кодексы еще недостаточно, чтобы общество руководствовалось ими в повседневной жизни. Нужно его принудить это делать.

Внедряются в практику юридические законы силовыми методами. Для этого государство имеет прокуратуру, суд, полицию, внутренние войска, места лишения свободы и т. д. — целую систему назначения и исполнения наказания своих граждан за нарушение ими действующих законов. Естественно, чем строже наказания, тем скорее и с большей вероятностью граждане будут приучены уважать законы и саму власть. Именно страх перед наказанием — первопричина удержания граждан от невыполнения юридических предписаний государства.

Сложнее обстоит дело с регулированием жизни общества с помощью нравственных законов. Мораль (нравственность) — это форма общественного сознания, отражающая этические понятия, такие как благо, добро, зло, справедливость, совесть, честь и т. п. Мораль представляет собой совокупность правил, норм общежития, поведения людей, определяющих их обязанности и отношения друг к другу и к обществу. Кроме того, мораль отражает духовный облик людей, идеологию и психологию соответствующего класса. Она всегда носит классовый характер. Естественно, приоритетной в государстве всегда является мораль господствующего класса.

Возникла мораль вместе с возникновением человеческого общества, то есть ранее государства и права. Она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни — в труде, в быту, в политике, в семейных и личных отношениях. Принципы морали распространяются на всех людей и не допускают исключений. Мораль принадлежит к основным типам регуляции действий человека, таким как право, обычаи и традиции. Но, в отличие от права, требования нравственности формируются в самой практике, в процессе общения людей и являются отражением их исторического опыта общежития.

Моральные нормы создаются в результате массовых привычек, оценок общественного мнения из индивидуальных убеждений и побуждений. Выполнение моральных норм может контролироваться всеми людьми. Авторитет в вопросах морали отдельного лица не связан с его общественным положением, он является авторитетом духовным, т.е. обусловлен его личными моральными качествами. В морали нет объекта и субъекта регулирования. Каждый человек кого-то оценивает и одновременно кем-то оценивается сам.

В отличие от обычаев, нормы морали выражаются в заповедях, принципах, как следует поступать в тех или иных ситуациях. Мораль выражает целостную систему воззрений на социальную жизнь. Поэтому господствующие в данное время нравы и обычаи могут быть оценены морально с точки зрения ее общих принципов, идеалов, критериев добра и зла. С моральной точки зрения должное и фактическое совпадают не всегда и не полностью. В сфере моральной оценка человека носит всегда идеальный характер.

Следует отметить, что мораль оценивает не только практические действия человека, но и его мотивы, побуждения, намерения. Поэтому в моральной регуляции жизни общества особую роль играет формирование в каждом индивидууме способности самостоятельно определять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, который заменяется внутренним контролем. Моральные же требования к человеку состоят в непременном постоянном следовании общим нормам и принципам.

В моральных нормах заключены потребности человека и общества, определяемые обобщением громадного исторического опыта многих поколений. Так, одна из древнейших моральных заповедей называется Золотым правилом. Оно имеет одинаковый смысл во всех основных мировых религиях: «Поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!»

Вопрос о соотношении морали и права занимает важное место во всех этических учениях. И мораль, и право регулируют поведение людей в обществе. И то, и другое представляет собой совокупность относительно устойчивых норм, которые (по крайней мере, формально) распространяются на всех членов общества. Хотя нормы права записаны в сводах законов, а нормы морали живут в общественном сознании, и те, и другие определяют общественное благополучие. Различие заключается в способе регулирования поведения людей. Накладывая определенные ограничения на поведение человека в обществе, мораль, как и право, ограничивает его свободу, то есть оказывают насилие или, иначе говоря, имеет власть над ним.

Если при контроле над выполнением юридических законов власть выступает в форме суда, то контроль над исполнением моральных норм осуществляет совесть человека. В отличие от суда, обладающего административной властью, совесть обладает над человеком властью духовной, способностью наказать угрызениями совести. Эта власть так же, как и административная, может быть охарактеризована силой тех духовных страданий, переживаний, мучений, которые испытывает тот или иной человек при наказании его собственной совестью за совершение аморального поступка.

С точки зрения этики совесть — это категория, выражающая связь морали и человеческой личности, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. В. И. Даль определил совесть как часть души человека, где оцениваются его поступки. Иными словами, совесть — это субъективное осознание личностью своего долга и ответственности. По форме — это ответственность перед самим собой. Совестливость — это свидетельство высокого духовного развития личности, глубокого осознания морали. Руководствуясь своей совестью, человек берет на себя бремя суждения о добре и зле и задает себе критерии моральной оценки себя и окружающих, формирует систему внутреннего контроля, своего личного морального судью, который неотступно следует за человеком и все о нем знает. Понятие «совесть» вытекает из общественной сущности человека. Если стыд характеризует зависимость индивида от общества, то совесть указывает на зависимость общества от личности.

Интересно, что стыд по Далю — это лишь внешнее проявление совести, то есть он связан с ней неразрывно. Избавляя человека от чувства стыда, мы лишаем его и совести, что и делается демократическими «свободными» СМИ в нашей стране уже более пятнадцати лет. И таким образом все эти годы разрушается механизм нравственного регулирования общественной жизни.

Очевидно, совесть имеет общественное происхождение, определяется условиями социального бытия и воспитания человека и зависит от его классовой принадлежности, ведь объективная действительность по-разному отражается в сознании людей, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Однако совесть имеет и общечеловеческую составляющую. Совесть как духовная власть сильна наказанием, которому способна подвергнуть нарушителя нравственной нормы или страхом перед этим наказанием.

До октября 1917 года Россия была религиозной страной. Воспитанием русских людей и обучением их нравственным нормам занималась Православная церковь. Большинство населения было верующим. Церковь как институт воспитания имела огромный опыт и неплохо справлялась со своим делом. Совесть русского человека носила религиозный характер, и ее духовная власть над ним была очень сильна, ведь она основывалась на долге перед Богом, на страхе Божьем! Бог же, согласно христианскому учению, присутствует везде и всегда, все видит и все знает. Люди верили, что за всякий безнравственный поступок их ждет безусловное наказание. Страх удерживал человека от греха — законов христианской морали. В результате моральное регулирование общественной жизни было достаточно эффективным.

В атеистическом советском обществе, которое было построено в России после 1917 года, моральные принципы, по сути, остались прежними. Моральный кодекс строителя коммунизма мало отличался от христианских Заповедей, но духовная власть совести резко упала. Особенно ощутимо это было в начальный период, когда революционеры рушили старые общественные устои. В этот период безнравственность общества им была необходима, вся сила власти была обрушена на религию как институт воспитания и поддержания морали вообще и совести в частности. Совесть превратилась из долга перед Богом в долг перед обществом, в высокое общественное сознание. Она стала опираться не на Божий страх, а на страх перед общественным осуждением. А общество, увы, не Бог: оно видит далеко не все безнравственные поступки и далеко не всегда. Поскольку наказание за «грехи» стало не безусловным, то и страх перед наказанием уменьшился, и сила власти совести упала. В целом роль морального регулирования жизни общества понизилась.

В начале 90-х годов прошлого века в России произошла буржуазная контрреволюция. Новым революционерам-реформаторам опять (теперь уже для разрушения советских общественных устоев) потребовалось снижение роли морали в регулировании общественной жизни. Советские институты воспитания были уничтожены, новые не созданы, церковь еще долго не возродится. Совесть человека ныне не опирается ни на Божий страх, ни на страх перед общественным осуждением. Большинство людей в погоне за жизненными благами совершенно забыли о ней, лишились «внутреннего судьи». Человеческая совесть, как и в свое время в фашистской Германии, стала несбыточной фантазией немногих оставшихся идеалистов. Почти официально в телепередаче на канале «Культура» нынешними «духовными» вождями России совесть признана мешающей построению нового — теперь буржуазного — рая!

Игорь Павлович Смирнов, писатель и публицист