Мастерская реставратора Лилии Швецкой стала музеем

Мемориальная мастерская реставратора Лилии Швецкой приглашает на экскурсии

Члены краеведческого клуба «Отечество» побывали в мемориальной мастерской скульптора-реставратора Лилии Михайловны Швецкой. Провела экскурсию заведующая отделом научной литературы и библиографии ГМЗ «Царское Село» Наталья Коршунова.

Лилия Михайловна умерла в 2012 году, и после этого несколько человек, в том числе Наталья Геннадьевна, разбирали мастерскую, чтобы создать в ней мемориальный музей. Это был, без преувеличения, большой труд. В ноябре 2015 года, во время научно-практической конференции ГМЗ «Царское Село», сюда пришли первые посетители. После этого в мастерскую потекли ручейком группы экскурсантов.

Все экспонаты мастерской воскрешают жизнь и работу Лилии Михайловны Швецкой. Лилия Михайловна родилась в Псковской области в 1929 году. В 1946 году приехала в Ленинград и поступила в Художественно-промышленное училище (с 1953 года ЛВХПУ им. В. И. Мухиной). Она окончила училище с двумя дипломами «Художника декоративно-прикладного искусства» и «Ученого рисовальщика». Тут же ее зачислили в штат Специальных научно-реставрационных мастерских объединения «Реставратор». Таким образом, определилась ее дальнейшая жизнь — она с этих пор была связана с восстановлением и реставрацией разрушенных памятников.

В 1954 году молодой скульптор была направлена в Петергоф. Здесь Лилия Михайловна прошла уникальную школу реставрации под руководством известных архитекторов А. Э. Гессена, В. М. Совкова. Именно они были первыми, кто дал ей основы понимания стиля барокко. Здесь она работала над убранством Портретного зала и Белой Столовой Большого Петергофского дворца, над восстановлением интерьеров Монплезира.

Мемориальная мастерская реставратора Лилии Швецкой приглашает на экскурсии

Когда Лилия Михайловна воссоздавала женский бюст для десюдепорта Портретного зала, то у нее не получалась высокая шея красавицы XVIII века. И вот, в Эрмитаже Лилия Михайловна неожиданно увидела девушку с необычайно красивой шеей. Это оказалась Наташа Половинкина, в будущем экскурсовод Петергофа, которая и послужила моделью для воссоздаваемого «бушта». С тех пор с Наташей их связала дружба на всю жизнь.

Лилия Михайловна говорила, что скульптор-реставратор должен уметь погрузиться в тот период, который воссоздает. Но в то же время во вновь созданное необходимо вдохнуть жизнь, а для этого нужны живые впечатления, работа с натурой, лепка этюдов. Архитектор Александр Эрнестович Гессен высоко оценил пластическое дарование Лилии Михайловны. Он стал ее учителем, привившем ей любовь к яркому, декоративному стилю барокко.

Надо сказать, что специалисты «Реставратора» работали на самых разных объектах, так как после войны многие памятники были разрушены. Молодой скульптор познакомилась с различными стилевыми направлениями, приобрела колоссальный опыт: воссоздание художественных чугунных решеток Зимнего и Мраморного дворцов, многофигурного барельефа «Народы России» в Мраморном зале Российского Этнографического музея (1958 г.), восстановление рельефов на фасаде Казанского собора (1963 г.).

Мемориальная мастерская реставратора Лилии Швецкой приглашает на экскурсии

И, наконец, новый, самый большой по времени и масштабу задач период в жизни Лилии Михайловны — работа в Екатерининском дворце. Сюда Лилия Михайловна пришла в 1958 году. Первые ее работы во дворце — реставрация скульптурного убранства Картинного зала, затем интерьеры Золотой анфилады. Для воссоздания «сидящих дам», «орнаментных мальчиков», путти и других деталей Большого зала она отдала более двадцати лет своей жизни.

На пути восстановления и реставрации резного убранства Большого зала, как и других интерьеров, Лилия Михайловна активно сотрудничала с архитектором проекта восстановления Екатерининского дворца Александром Александровичем Кедринским. Но если архитектор давал общую разработку того или иного утраченного надверника, а также аналогии и иконографические материалы, то Лилия Михайловна разрабатывала все остальное в деталях — согласно работам мастеров XVIII века. Открытие Большого зала 10 июня 1980 года стало очень значимым событием для всей ленинградской школы реставрации.

Еще двадцать лет работы Лилии Михайловны ушло на воссоздание двадцати четырех «бушт» Янтарной комнаты. Они представляют собой бюсты разных красавиц мира.

Более десяти лет своей жизни Лилия Михайловна посвятила воссозданию четырех скульптур-китайцев на Китайском мосту в Александровском парке. К сожалению, когда их модели были практически готовы, этот заказ достался другой реставрационной компании. В основу их работы были положены разработки Л. М. Швецкой.

Мемориальная мастерская реставратора Лилии Швецкой приглашает на экскурсии

За время более чем 50-летней работы в Екатерининском дворце Лилия Михайловна сменила три мастерских. Причем каждая последующая из них была меньшей по размеру. Тридцать лет ее мастерская располагалась в двух комнатах над Кавалерской столовой, затем была комната в Певческой башне, а последнее ее пристанище — комната на Средней улице, дом 19А. Понятно, что при каждом переезде что-то терялось и безвозвратно исчезало. Особенно Лилии Михайловне было жаль скульптурные портреты ее коллег, многие из которых оказались утраченными.

Тем не менее, в нынешней мастерской Лилии Михайловны еще многое можно увидеть. Это бюст Натальи Половинкиной, автопортрет самого скульптора, части орнаментов, модели «сидящих дам», амуров Большого зала, «бушт» Янтарной комнаты, скульптур Китайского моста и многих других произведений для воссоздания дворцово-парковых ансамблей Царского Села. Сохранились скульптурные портреты — портрет директора Павловского дворца Анны Зеленовой, позолотчика Константина Мауричева, архитектора Александра Кедринского, краеведа Эрнста Трускинова.

В конце жизни Лилия Михайловна мечтала о создании музея, посвященного реставраторам. С появлением мастерской Лилии Швецкой ее мечта во многом стала реальностью.

Двери мастерской скульптора-реставратора Лилии Швецкой открыты для всех желающих. Приходите!

Марина Орлова, www.gorod-pushkin.info

Фото автора