Мария Долина

О газете       Архив номеров




Мария Долина

9 августа 1909 г. увидел свет очередной номер «Петербугского листка». Начало месяца оказалось не столь богато городскими событиями, поэтому редакция не жалела газетных полос для светской хроники. Журналисты знали, что читатели никогда не упускали из виду местные события и интересовались подробностями жизни высшего света и людей, имена которых были у всех на устах. Особым вниманием пользовалась рубрика «В городе и свете». Именно здесь появилось то ли сообщение, то ли объявление, озаглавленное «Предстоящий брак»: «Осенью по окончании лагерного сбора состоится венчание корнета лейб-гвардии Уланского Ея Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны барона Кусова с m-ll Горленко, падчерицей известной артистки оперы г-жи Долиной-Горленко. Невеста настоящее лето на даче в Павловске».

Не многие читатели «Петербургского листка» заинтересовались бы предстоящими семейными торжествами представителей «золотой молодежи» начала ХХ в., если бы не имя знаменитой петербургской певицы, «солистки Его Императорского Величества» Марии Ивановны Долиной. Городские кумушки получили хороший повод, чтобы обсудить надвигающееся событие, ведь, без сомнения, венчание Веры Илиодоровны Горленко, дочери полковника С.-Петербургского жандармского управления, и барона Георгия Владимировича Кусова соберет самое изысканное светское общество.

Не подвергая сомнению истину, что браки заключаются на небесах, приходится смириться с тем, что встречи происходят все же на грешной земле. Не будем никого уверять и обманывать, что известны обстоятельства знакомства Веры Горленко и Георгия Кусова. Очень вероятно, что оно могло состояться за кулисами Мариинского театра, где пела Мария Ивановна, или в Павловском музыкальном вокзале, где ее выступления неизменно собирали многочисленных почитателей. В любом случае известно абсолютно точно, что отец жениха барон Владимир Алексеевич Кусов был казначеем Императорского Русского театрального общества — любимого детища первых лиц государства, не чурался благотворительной деятельности на посту попечителя Александро-Невского приюта столицы. Самое главное — барон Кусов старший был чиновником особых поручений при директоре императорских театров и, конечно же, не только прекрасно знал Марию Долину-Горленко, но и, как многие, преклонялся перед ее талантами. Кроме всего прочего, барон был обладателем значительной столичной недвижимости: владел двумя домами единолично и тремя совместно с братом Борисом Алексеевичем, в Павловске имел неплохую дачу у самого парка. Не будем уделять столь много внимания материальной стороне жизни, думается, что меркантильные соображения лишь отчасти могли посещать родных невесты. До сих пор повествование кружилось вокруг имени оперной певицы, солистки столичной оперы. Пора подробнее рассказать о ней самой.

Маша Саюшкина, такой была девичья фамилия будущей оперной дивы, родилась 1(13) апреля 1868 г. в Нижегородской губернии в семье армейского капитана. В детстве она слышала только звуки сигнальных рожков да дробь барабанов. До 16–17 лет будущая певица в опере была всего 3 раза, в концерты не заглядывала, и вообще музыка была для нее чужим миром. Если бы не врожденная музыкальность, свойственная ей, то вряд ли бы она легко одолела трудности и свободно взошла в храм искусства. Детство свое Маша провела на дальневосточной окраине империи, в военной среде, лишенной даже простых материальных удобств. Когда же она, будучи 7-летней девочкой, случайно попала в Оренбург в театр, где видела «Женитьбу» Гоголя в исполнении плохих актеров, восторгу не было предела. Склонность к театру у нее, очевидно, была, но тяжелая жизнь не позволяла этой склонности проявиться. Надо было заботиться о том, как бы прожить на ничтожную пенсию, оставленную отцом, и получить образование. Когда из Оренбурга Маша Саюшкина с матерью приехала в Царское Село, она с трепетом глядела на гимназию, мимо которой ей приходилось проходить. Неужели когда-нибудь можно будет учиться в этом прекрасном здании? В конце концов судьба благоприятствовала ей, и в Мариинскую женскую гимназию девочка попала, пройдя предварительно разные испытания. Она строго относилась и к себе и к своим возможностям, решив сделаться учительницей, что было вполне разумно в ее положении. Училась Мария отлично, подруги ее любили, и ей часто приходилось помогать им в занятиях. Как же она не учительница? Конечно, она будет любить детей, конечно, надобно идти по педагогическому пути. Знакомство с музыкой в то время ограничилось только тем, что она посещала гимназический хор. Маша сделалась даже регентом, но фортепьяно у нее не было. Чтобы подготовиться к очередным выступлениям, приходилось «ходить в гости» в семьи более зажиточных подруг.

15-летней она уже окончила гимназию — такой молоденькой, что ее не хотели выпускать из школы. Затем началось беганье по грошовым урокам как в Царском Селе, так и в Петербурге. Тяга к пению привела ее в 1883 г. к педагогу З. Гренинг_Вильде, а в 1884-м — на занятия в классе того же педагога на музыкально-драматических курсах Е. Раптора. Обучение продолжалось до 1886 г. Без большого преувеличения можно сказать, что Мария Саюшкина сама себя сделала.

21 апреля 1886 г. Мария Ивановна Саюшкина с большим успехом дебютировала в Мариинском театре в партии Вани в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя». В этой роли, считавшейся ее коронной, она выступала более 100 раз. На протяжение всей вокальной карьеры Долина-Горленко (сценический псевдоним сменил девичью фамилию, после замужества добавил фамилию супруга), не прекращая трудиться, совершенствовалась в вокальном искусстве за границей. В 1886–1904 гг. солистка Мариинского театра гастролировала в оперных театрах Киева и Одессы (1890), Харькова и Екатеринослава, пела в первопрестольной в Большом театре (1904). Выступления певицы собирали полные залы в столичном Народном доме (1909). За пятнадцатилетнюю службу в Мариинском театре Мария Ивановна Долина-Горленко в 1901 г. получила звание «Солистки Его Величества». Обладая редким по красоте и сочности голосом теплого, мягкого тембра, она удивительно гармонично сочетала вокальное мастерство и незаурядное сценическое дарование, обладала ярким драматическим темпераментом. Неутомимая труженица на вокальной сцене, М. Долина-Горленко имела обширный репертуар, насчитывавший 41 партию, и благодаря своему таланту и трудолюбию заняла особое место на столичном «оперном Олимпе». Как часто случается со «звездами» различной величины, не обошлось без высокопоставленного покровителя. В качестве такового в данном случае выступил муж певицы. Хорошо известна истина: если девушка мечтает стать женой генерала, ей стоит выйти замуж за любимого в звании хотя бы лейтенанта. В свое время Мария Ивановна Долина решилась на брак с ротмистром Илиодором Владимировичем Горленко, который спустя годы действительно стал генералом.

Надо учесть, что служил Илиодор Горленко в столичном жандармском полицейском управлении железных дорог. Но вернемся к событиям, происходившим в тревожные дни 1904 г. — начала Русско-японской войны.

Правление Царскосельской железной дороги оказалось в затруднительном положении: встал вопрос о поднятии морального престижа концертов в Павловском музыкальном вокзале, этого требовала политическая ситуация. Почему за «любезными указаниями» по этому поводу обратились к Марии Ивановне Долиной? Неужели полагались на ее «пробивной» характер? Певица «с готовностью откликнулась», заявив, что для решения этой «трудной, но и симпатичной задачи» Павловску нужен, прежде всего, «выдающийся оркестр, у которого был бы готовый концертный репертуар для ежедневных концертов с 20 апреля по 15 сентября». Такой оркестр был найден в Праге и вместе со своими постоянными дирижерами приехал на летний сезон в Павловск. С ним согласилась выступать целая плеяда популярных и талантливых европейских музыкантов. Сезон 1904 г. шумно закончился 14 сентября овациями «толпы разнообразной публики». Правление Царскосельской железной дороги телеграммой принесло Марии Ивановне Долиной благодарность «за нелегкий труд».

Талантливая певица организовала также несколько циклов, с которыми выступала в столице и гастролировала по России. Все эти циклы носили патриотический характер: в 1907–1908 гг. они назывались «Русская песня» (от былин и народных песен до романсов) и включали 88 произведений, в 1907–1909 гг. — «Славянская песня», в 1913_м — «Европейская песня», в 1911–1915 гг. «Патриотические концерты». Так продолжалось до революционных вихрей 1917 г.

Семья певицы рано уехала из России, на то были веские причины: место службы Илиодора Владимировича не оставляло шансов на спокойную жизнь в новых обстоятельствах, местом эмиграции избрали Париж. Но и здесь зловещий рок настиг семью: в конце ноября 1919 г. заболела дифтеритом и умерла дочь Веры Илиодоровны Кусовой (падчерицы певицы), а еще через неделю, заразившись от ребенка, умерла и ухаживавшая за ней Мария Ивановна. Похоронили бывшую оперную певицу, солистку Его Императорского Величества, в русском некрополе Сен-Женевьев-де-Буа.

Александр САДИКОВ