В библиотеке Мамина-Сибиряка состоится презентация книги о Леопольде Бонафеде

В библиотеке Мамина-Сибиряка состоится презентация книги о Леопольде Бонафеде

21 ноября в 17.30 Центральная районная библиотека им. Д. Н. Мамина-Сибиряка и Краеведческий клуб «Отечество» приглашают на встречу с Андреем Роденковым, заведующим научно-исследовательским сектором реставрационной компании «Паллада» и автором книги «Керамическая мастерская Леопольда Бонафеде».

«Керамическая мастерская Леопольда Бонафеде» — первая книга о мастере, в которой дан обзор его творчества и жизни. Леопольд Бонафеде стоял у истоков мозаичного дела и художественного стекла в России, он был прекрасным мастером по изготовлению майолики и внес большой вклад в развитие изразцового производства в России.

Леопольд родился в Италии в 1832 году. Вместе с братом Джустинианом он работал в Ватиканских мастерских, занимавшихся заменой живописи собора Святого Петра в Риме на мозаики. В Риме в середине XIX века была создана русская студия от Императорского мозаического заведения, в которой братья впоследствии обучали первых русских художников-мозаичистов. Великий князь Константин Николаевич, посетивший студию, пригласил их на русскую службу. Они прибыли в Петербург в 1851 году и остались здесь до конца своих дней.

Леопольд начал работать вместе с Джустинианом на Императорском Стеклянном заводе. После смерти брата он занял его должность, став главным химиком завода. Стеклянные вазы по рисункам Леопольда занимают призовые места на международных и всероссийских конкурсах. В то же время мастер много работает с глиной. Вместе с братом он создал новый способ изготовления майоликовых произведений, которыми была украшена Александро-Невская часовня в Вильне.

Талантливого химика и керамиста порекомендовал великому князю Владимиру Александровичу, по-видимому, архитектор часовни А. И. Резанов. Великий князь на тот момент был сравнительно молод, ему шел двадцать второй год, но, тем не менее, он замещал на посту президента Академии художеств великую княгиню Марию Николаевну. Она уже находилась в то время в Италии.

Владимир Александрович оценил мастерство Леопольда Бонафеде и стал добиваться выделения помещения на Императорском Стеклянном заводе для его керамической мастерской. Но дело двигалось туго. Великий князь жаловался своей матери, императрице Марии Александровне, что на месте товарища президента Академии художеств он старался делать все возможное, но получал отказы: «Такое противодействие хоть кого может привести в уныние», — писал он ей. Но, в конце концов, керамическая мастерская на заводе была открыта.

В библиотеке Мамина-Сибиряка состоится презентация книги о Леопольде Бонафеде

Леопольд Бонафеде создал печь по проекту А. И. Резанова во дворце Великого князя Владимира Александровича (сейчас — Дом ученых). Она стояла в Большой Столовой — Дубовой зале великокняжеского дворца. Орнаментировка на изразцах слегка рельефна, а сверху изразцы покрыты разноцветной поливой. И поныне эта печь удивляет и восхищает посетителей своей красотой. На одном из изразцов стоит клеймо мастера, выполненное белой глазурью. Другая известная работа, вышедшая из стен его керамической мастерской, — это печь в бане-теремке усадьбы «Абрамцево». В последние годы список установленных работ керамической мастерской Бонафеде пополнился. Это и керамическое панно для Ливадийского дворца, и отреставрированный компанией «Паллада» камин в особняке М. П. Боткина в Санкт-Петербурге.

Еще многое хотел сделать мастер, но его ранняя смерть в 1878 году не дала осуществиться планам. В книге не пишется, отчего он умер. Но можно предположить, что содержание семьи (Леопольд в России женился и обзавелся четырьмя детьми) было для него обременительным. Да и труд химика, постоянная работа с вредными соединениями, также сыграли определенную роль. Талантливый химик, мозаичист, художник-керамист Леопольд Бонафеде был похоронен вместе с братом на Римско-католическом кладбище Выборгской стороны в Санкт-Петербурге, у церкви во имя Посещения Пресвятой Девой Марией Святой Елизаветы.

Марина Орлова, www.gorod-pushkin.info