История Лебединого короля: «Умные субботы» в «Кочубей-центре»

Историю Лебединого короля: «Умные субботы» в «Кочубей-центре»

11 июня в особняке Кочубея («Кочубей-центр») в рамках нового проекта «Умные субботы» состоялся музыкально-литературный салон «Людвиг. Легенда о Фалькенштайне».

Вечер, который проходил в Белом зале особняка, соединил в себе два жанра — фортепианный концерт и лекцию о судьбе «сказочного» короля Людвига II Баварского. За роялем выступал лауреат международных конкурсов пианистов-импровизаторов Игорь Смирнов.

Тема короля Людвига была выбрана не случайно. Во-первых, скоро будет годовщина со дня его трагической гибели — король погиб 13 июня 1886 года. Во-вторых, род Кочубеев имел матримониальные связи с родом Виттельсбахов — династией королей Баварии.

В лекционной части программы прозвучали малоизвестные факты о самом романтическом короле, основанные на архивных документах. Он вступил на престол в возрасте 18 лет и за 22 года правления самолично подписал около 100 тысяч документов, которые он читал, оставляя пометки на полях. Первым распоряжением молодого короля было приглашение к себе маэстро Вагнера. Король мечтал превратить Баварию в настоящую сокровищницу европейской культуры и искусства.

Не все разделяли взгляды молодого короля — министры-иллюминаты хотели его сделать своей послушной марионеткой. Но король диктовал свою волю, что и привело к трагической развязке.

Помимо того что Людвиг Баварский строил сказочные замки, будто воплощая легенды о рыцарях Святого Грааля и Тристане и Изольде, король также увлекался достижениями науки и техники. Он создал чертеж летательного аппарата, что послужило одним из доказательств безумия короля. Но спустя несколько лет после его гибели, в 1891 году, по чертежам Людвига была создана машина, которая смогла пролететь несколько сотен метров.

Встречался с королем Людвигом и русский композитор П. И. Чайковский. Согласно воспоминаниям композитора, встреча проходила тайно, вдали от посторонних глаз. Король признал в композиторе друга. А Чайковский вдохновился старинными легендами о Штарнбергском озере, и эта встреча послужила толчком для создания одного из самых знаменитых балетов мира. После гибели короля Чайковский проклял свое «Лебединое озеро», так как посчитал, что балет предсказал судьбу Людвига.

Сейчас уже известно, что трагедия на Штарнбергском озере — не самоубийство безумца, а спланированное убийство, свершенное по умыслу министров-иллюминатов, которым были не угодны действия монарха. Более того, сам король знал о заговоре. Последнее письмо короля, датированное днем гибели (13 июня 1886 года), было опубликовано совсем недавно, в 2007 году.

Увлекательный рассказ сопровождали слайды с портретами самого короля, прекрасных пейзажей Баварии и интерьеров роскошных королевских замков. Классические мелодии Брамса, Бетховена, Шуберта, Вагнера, Бетховена и Чайковского наполняли сумрачное пространство старинного зала. Игорь Смирнов играл эмоционально, экспрессивно, что задавало определенный фон всему повествованию, погружая зрителей в некоторый транс, заставляя переживать историю короля Людвига.

В дальнейшем в «Кочубей-центре» планируется еще один музыкальный салон, который будет полностью посвящен легенде о Фалькенштайне — так и не построенному замку Лебединого короля.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info