В ГМЗ «Царское Село» открылась выставка памяти Якова Казакова

В ГМЗ «Царское Село» открылась выставка памяти Якова Казакова

В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения художника-реставратора Якова Александровича Казакова (1915–1989). Экспозиция размещается в помещении за Третьей Антикамерой Екатерининского дворца. На открытие были приглашены коллеги и друзья архитектора.

Экспозицию составили архивные фотографии, триптих Валерия Леднева «Воссоздатели» (1985; холст, масло). Кроме того, посетители увидят эскизы, выполненные бригадой Казакова для плафонов павильона «Эрмитаж», а также эскиз плафона Янтарной комнаты.

Более двадцати пяти лет Яков Казаков посвятил восстановлению плафонной живописи в Екатерининском дворце, куда пришел в 1963 году. Он оставался здесь до последней минуты жизни: мастер умер перед входом во дворец. Его последними словами были: «Нужно заказывать новые холсты...».

В списке работ реставратора — 13 интерьеров дворца. За каждым из них — своя история, связанная с научной разработкой проектного задания, изучением художественного языка и технологии живописи прошлых эпох, приобретением опыта в создании сложнейших барочных композиций.

Яков Казаков был талантливым организатором, бессменным бригадиром художников-реставраторов. Одна из самых значительных работ бригады — воссоздание грандиозной по размеру плафонной живописи Большого зала (850 кв. м.) Екатерининского дворца. Он торжественно открылся для посетителей в 1980 году. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.

Бригада во главе с Казаковым работала над восстановлением плафонной живописи во многих залах Золотой анфилады. Уникальным было воссоздание плафона «Олимп» в Картинном зале, эталоном для которого послужил плафон Иорданской лестницы Зимнего дворца. Скрупулезный труд стал залогом успеха при реставрации и оформлении плафонов Белой парадной столовой, Малиновой столбовой, Портретного зала, Янтарной комнаты. При Казакове началась работа по воссозданию плафонов трех Антикамер; он восстанавливал плафонную живопись в павильоне «Эрмитаж».

Яков Александрович был мастером всех этапов реставрационного искусства: консервации, реставрации, воссоздания, а также автором новаторской методики, которую впервые стали применять ленинградские мастера. Ему была присуща редкая полнота проникновения в монументально-декоративные традиции прошлых эпох. Благодаря своей эрудиции, умению координировать усилия всех членов своей команды он способствовал формированию необходимого в коллективной работе ансамблевого начала.

За проведенную высокопрофессиональную работу по реставрации монументально-декоративной и станковой живописи в памятниках архитектуры Ленинграда и пригородных дворцах-музеях Яков Казаков получил золотую медаль Академии художеств СССР (1972); за восстановление дворцово-парковых ансамблей пригородов Ленинграда — Ленинскую премию (1986).

Символично, что столетие со дня рождения Якова Александровича Казакова совпало с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. Он всю жизнь посвятил тому, чтобы в культурном наследии своего Отечества «залечить» раны, нанесенные войной. И ему это удалось.

По материалам ГМЗ «Царское Село»