Карельские петроглифы


Карельские петроглифы

Петроглифы — это высеченные на каменном основании изображения. В Карелии существует две крупные группы петроглифов. Одна находится на восточном берегу Онежского озера на так называемом Бесовом носу, вторая — в устье реки Выг, впадающей в Белое море. Точный возраст онежских петроглифов неизвестен. Многие ученые спорят по этому поводу и приводят в свою пользу различные факты и методики исследования возраста. Если проанализировать возможные временные рамки, то получится, что наскальная живопись относится к III-I тыс. до н. э.

Непосвященному человеку очень сложно найти эти наскальные изображения. Лучшее время для их просмотра — закат солнца. В отраженных низких лучах солнца хорошо видны на отполированных скалах темные силуэты древних охотников, рыб, птиц, а также изображения солнца и луны.

Среди онежских петроглифов можно выделить основные изображения — лебедь, уточки, лось, несколько изображений лодок, луна, солнце, дерево, сцены охоты, связи нашего мира с подземным. Можно найти единичные изображения охоты на белуху, бобра, сцены круговорота жизни в природе, охотника на лыжах, шамана, изображение Адама и Евы, сома, выдры.

Карельские петроглифы

Самые большие петроглифы (более одного метра) можно увидеть непосредственно на Бесовом носу. На нем расположен маяк, сам мыс выдается вглубь озера на 750 метров. Он «выстраивает» вокруг себя пространство и является центром всех окружающих скал. Так как изображение Беса (или, по некоторым версиям, Бесихи) является самым большим, от него и произошло название мыса. Длина фигуры Беса составляет 2 метра 46 см. Фигура поделена трещиной пополам.

Интересен тот факт, что среди рисунков не встречаются детальные изображения рук, но у беса присутствуют пальцы. Голова Беса квадратной формы, один глаз «черный», второй — не закрашенный. По мнению исследователей, его глаза являются символами добра и зла. Ноги фигуры согнуты в коленях и расставлены в стороны. Среди исследователей, придерживающихся версии, что это Бесиха, такое расположение ног объясняется тем, что она «пожирает нашу жизнь», т. е. мы умираем, а затем, «рождаясь» в воды Онежского озера, обретаем новую жизнь. Некий символ круговорота жизни в природе.

Придя на Бесов нос, нужно обязательно задобрить Беса подношением, налить ему в рот, принесенный с собой алкогольный напиток. По поверьям местных жителей и археологов его можно просить об исполнении желания. И ни в коем случае нельзя переступать через изображение, это приносит неудачу и беды.

Материал размещен на правах рекламы