Для тех, кто любит джаз

Для тех, кто любит джаз

В этой небольшой статье о джазе мы собрали краткую информацию «для чайиков». Вы узнаете, что такое джазовая музыка, где и как она зародилась, как развивалось это направление и какие интересные исторические факты связаны с джазом. Также мы расскажем вам, где послушать джаз в Санкт-Петербурге.

«Порой я счастлив», «Голубая луна», «Искушенная дама» — чувствуете приятную музыку в этих словах? Так называются некоторые джазовые композиции. Помните фильм «Мы из джаза»? В двадцатые годы прошлого века трудно было найти саксофониста. Но саксофон в России знали еще до революции.

Поэт и переводчик Валентин Яковлевич Партах был первым, кто привез в Советский Союз саксофон, и первым, кто руководил джазовым оркестром. Представления об этом жанре расширялось, когда в СССР приехал негритянский коллектив, в программе которого были джазовые пьесы. В прессе стали появляться статьи о джазе, увеличился выпуск нот с зарубежными песнями. По Советам гастролировали оркестры Хила Финна, Бобби Истора из Германии, Отто Купецкого из Чехословакии.

Исторический экскурс

Колыбелью джаза признают Юг Америки. Первые негритянские оркестры, в которых музыканты играли на тромбонах и кларнетах, принимали участие в карнавалах, парадах на улицах, похоронах. Позже появились группы белокожих музыкантов, называющиеся диксилендами .Организовывались джазовые фестивали в Таллине, Москве, Донецке, Воронеже. В них принимали участие профессиональные музыканты, студенты музыкальных заведений.

Путешествие по терминам

Вместе с песнями рабочей тематики, которые влияли на творчество джазовых композиторов, процветали баллады — песенное искусство американских негров. Стивен Костер — автор прекрасных баллад, которые исполняются до сих пор. Во второй половине XX века баллады исполняли бродячие театры. Спиричуэл — духовная песня американских негров. Черные рабы знакомились с религией белокожих поселенцев, в церквях которой они слышали многоголосное пение. Усвоив несложную мелодию церковных гимнов, рабы стали импровизировать и выражать в песнях горечь своих страданий.

Сольное исполнение песни, сопровождаемое гитарой, назвали блюзом. Пели о несчастной любви, о потерянной свободе. Но приходилось и разбавлять печаль юмором, чтобы не впасть в отчаяние. Большое количество блюзов до нас не дошло, но все же многие старые композиции сохранились — в первую очередь, благодаря собирателю негритянского фольклора Уильяму Хенди.

Со временем создавались инструментальные группы. Когда в Америке закончилась война между Югом и Севером, неграм стали продавать музыкальные инструменты. С появлением в оркестре фортепиано возник музыкальный стиль рэгтайм. Авторы этого направления черпали вдохновение в негритянском танце кэк-уок, а также в европейских польке, вальсе, кадрили.

Буги-вуги, в отличие от рэгтайма, имеет импровизационную форму. Пианист Кларенс Смит из Чикаго записал пластинку с произведениями этого стиля. Каждый уважающий себя пианист обязательно играл буги-вуги.

Интересно, что существовали специальные речные пароходы, на которых для пассажиров по вечерам играли джазовые оркестры, например, оркестр Фейта Меребла. Это были первые пропагандисты джаза.

Приспосабливаясь к канонам развлекательной индустрии, со временем появляется джаз на коммерческой основе. Это музыкальное направление существует и сегодня, оно вышло далеко за американские границы и распространилось по всему миру. В Питере, например, можно послушать джаз в Филармонии джазовой музыки или в баре «Дом 7» — уникальном городском джазовом пространстве.

Интересный факт

В США была уникальная улица, все магазины на которой продавали ноты джазовых пьес. В 50-е годы двадцатого века родились объединения симфонических оркестров и джазовых групп. Образовывались театры, в которых белокожие люди гримировались под негров, подражая их движениям в танцах, манерам пения. Известен был один немец, переселившийся в Америку, который специально изучал негритянский фольклор и сочинил много джазовых баллад, дошедших до наших дней.