История создания и исчезновения Янтарной комнаты


История создания и исчезновения Янтарной комнаты

Как и большинство прославленных чудес древности, утерянных для потомков, Янтарная комната уникальна и по праву считается восьмым чудом света.

В начале XVIII века по приказу прусского короля Фридриха I Гогенцоллерна талантливым архитектором Андреасом Шлютером был разработан проект янтарной галереи в резиденции королевского дворца Шарлоттенбург. Однако в связи с непомерными затратами было принято решение сократить размер галереи до размеров обычного помещения, названного впоследствии Янтарной комнатой, для резиденции в Орниенбурге.

В ее создании также принимали участие немецкие мастера: ювелир Готфрид Туссо и резчик Эрнст Шахт. Работы над созданием стенных панелей продолжались до 1713 года, пока на престол не взошел сын Фридриха I — Фридрих Вильгельм, осуждавший расточительность отца и велевший прекратить работы. Шедевр ювелирного искусства, Янтарная комната, так и осталась незавершенной, во фрагментарном состоянии. Убранство комнаты представляло собой мозаичные панно с орнаментами в виде картин, вензелей, гирлянд из цветов, выполненные из фрагментов солнечного камня разных оттенков — от темно-желтого до светло-прозрачного...

В ноябре 1716 года в Габельсберге Янтарная комната была передана Петру I в качестве дипломатического подарка — во имя укрепления союза Россия-Пруссия. 6 января 1717 года комната была встречена в российском городе Мемеле и отправлена через Ригу в Петербург.

В течение 30 лет она хранилась в Летнем дворце в разобранном состоянии. Когда на престол вступила императрица Елизавета Петровна, она приказала использовать кабинет для убранства своих покоев — вначале в Зимнем дворце, а затем в Царском Cеле.

История создания и исчезновения Янтарной комнаты

Установкой шедевра занимался янтарных дел мастер Мортелли под руководством архитектора Ф.-Б. Растрелли. Лишь к 1770 году комната, выполненная в стиле барокко и рококо, приобрела законченный вид. Над ее созданием трудились немецкие, польские и русские мастера. С 1763 года работы над завершением комнаты вели Ф. Роггенбург, К. Фриде и И. Вельпендорф. Площадь янтарных панелей составляла 85 квадратных метров.

Янтарный убор, занимавший три стены, был двухъярусным. Центральный ярус состоял из восьми вертикальных панно, в четырех из них размещались картины из цветных камней, изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Между панно были вставлены высокие зеркальные пилястры.

Нижний ярус покрывали небольшие прямоугольные панно. Убранство комнаты состояло из китайского фарфора и комодов русской работы. В витринах Янтарной комнаты была выставлена коллекция янтарных изделий XVII-XVIII веков польских, немецких и русских мастеров.

Дальнейшая судьба шедевра складывалась печально. В мае 1820 года комнату едва не уничтожил пожар, после которого за ее реставрацию взялись Турау и Роггенбург; в 1830 и 1897 годы ее снова реставрировали.

При советской власти Царское Село переименовывается в город Пушкин, Екатерининский дворец становится музеем. Вплоть до начала войны предпринимались неоднократные безуспешные попытки реставрации. Комната находилась в плачевном состоянии, при попытке начать демонтаж кусочки янтаря осыпались, а деревянная основа трескалась и деформировалась.

17 сентября 1941 года в четыре часа дня в Пушкин вошли немецкие войска. Екатерининский дворец был разрушен и разграблен. От полного уничтожения Янтарную комнату спасло только прибытие лиц, ответственных за пополнение музеев рейха, — капитана Поенсгена и графа Солмс-Лаубаха. Комната была демонтирована, упакована и на 27 грузовиках отправлена на станцию Северная, откуда ее по железной дороге переправили в Кенигсберг ...

Возникает вполне закономерный вопрос: почему с 22 июня по 17 сентября 1941 года комната не была эвакуирована в тыл? Ведь у сотрудников музея было почти три месяца для демонтажа и эвакуации, в то время как семеро немецких солдат смогли ее демонтировать всего за 36 часов. Существует ряд обстоятельств, в силу которых уникальное произведение искусства осталось в Екатерининском дворце.

Вследствие наступательной советской военной доктрины планы эвакуации стояли на самом последнем месте и как возможный вариант развития событий не рассматривались. Также неоднократно поднималась версия о том, что реставратором А. Барановским по личному распоряжению Сталина были изготовлены две копии Янтарной комнаты, одна из которых заняла место основной в Екатерининском дворце. Эта версия предполагает, что подлинник был вывезен в тыл.

Так или иначе, Янтарная комната отправилась в Кенигсберг, город, в котором она уже бывала и где началась гораздо более драматичная страница ее судьбы. Переименованная нацистами в «достояние немецкой нации», Янтарная комната вплоть до 1944 года хранилась в Кенигсберге, пока советские войска не вступили в Восточную Пруссию.

История создания и исчезновения Янтарной комнаты

28 августа 1944 года, во время налета английской авиации, королевский замок, где в подвалах хранилась демонтированная и упакованная Янтарная комната, был полностью сожжен. После взятия Кенигсберга руководство комиссией по вывозу ценностей было поручено профессору А. Брюсову, искусствоведу и историку.

В декабре 1944 года Брюсов начинает поиски. Один за другим происходят несчастные случаи с лицами, участвующими в поиске Янтарной комнаты. Директор Прусского музея доктор Альфред Роде, крупнейший знаток музейных редкостей, скоропостижно скончался вместе с женой, Эльзой Роде, от «кровавой дизентерии». При вскрытии их могил на кладбище Святой Луизы тела обнаружены не были...Подполковник Пауль Энке, крупный чиновник министерства внутренних дел ГДР, умер при невыясненных обстоятельствах в Берлине... Майор Иван Курица, следовавший на встречу с важным свидетелем, погиб в пути: натянутой поперек дороги проволокой ему срезало голову. Свидетель, с которым он так и не смог встретиться, был задушен...

Эти и множество других смертей составили загадочную цепочку убийств в процессе поиска уникального шедевра. До сих пор не утихают споры о том, куда же исчезла Янтарная комната, сгорела ли она во время бомбежки английской авиации в ночь с 27 на 28 августа 1944 года или до сих пор хранится в одном из немецких бункеров. Существует пять основных версий исчезновения Янтарной комнаты.

Первая версия. Тайник в Калининградской области. Начатые многочисленными кладоискателями-одиночками, представителями различных организаций, поиски были официально прекращены лишь в 1984 году. Во время поисков были исследованы более 250 предполагаемых мест ее нахождения, но ни в одном она не была найдена. Во время многочисленных раскопок также не была подтверждена версия о гибели комнаты при бомбардировке в августе 1944 года.

Вторая версия. Кабинет был эвакуирован из Восточной Пруссии и доставлен в Германию, а оттуда — в Южную Америку. Предполагается множество мест, где он может находиться.

Третья версия. Ящики с бесценным грузом были вывезены в Западную Пруссию и закопаны на территории нынешней Польши. Один из польских ученых, Ян Гох, располагает свидетельствами очевидцев и историческими документами, которые ясно показывают, что Янтарная комната была спрятана гитлеровцами на территории населенного пункта Даргобондз.

Четвертая версия. Шедевр был разобран на части, вывезен в центральные земли Третьего Рейха и надежно спрятан в тайных депозитариях. Возможно, в дальнейшем комната была передана с секретными архивами представителям армии США.

И, наконец, пятая версия. Существует предположение, что комната может находиться на территории бывшего СССР, куда она была вывезена после взятия прусской крепости. Но эта версия наименее правдоподобна, так как на поиски и восстановление Янтарной комнаты Советским Союзом были потрачены огромные средства.

Чуть менее десятилетия назад обновленная копия Янтарной комнаты заняла свое почетное место в Царском Селе. Официальное открытие состоялось 31 мая 2003 года, в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. На церемонии присутствовали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер.

Итак, тайна подлинной Янтарной комнаты так и осталась неразгаданной, а на ее копию вновь может полюбоваться любой желающий. Однако споры вокруг таинственного исчезновения уникального шедевра не утихают, а поиски продолжаются до сих пор... И кто знает, может быть, однажды эта тайна будет раскрыта...

Алексей Федоров, www.gorod-pushkin.info

Фото Максима Горскова