Ирада Вовненко: год творческой работы над романом «Любовь и прочие диссонансы»

О газете       Архив номеров



Книги Януша Вишневского — всегда ответ на сокровенные вопросы. И если на книжной полке среди бестселлеров есть его «Одиночество в сети», «Бикини» или «Зачем нужны мужчины», рука потянется именно к ним.

Творческий дуэт знаменитого польского писателя Вишневского и красивой женщины, деятеля культуры и искусства, прозаика Ирады Вовненко стал новой волной в море литературных новостей. Во-первых, дуэт получился международным, во-вторых — противоречиво-дополняющим: реальные мужчина и женщина, такие как они есть, вступили в диалог на страницах романа «Любовь и прочие диссонансы».

— Ирада, расскажите, пожалуйста, каково это работать с Янушем Вишневским? И стала ли Ваша с ним встреча чудом человеческого общения?

— Писать, выражать свои мысли — большой труд. Творить с кем-то в паре — в особенности. Но мне везет на людей. Работать с таким человеком, как Януш, было легко. Он тот мужчина, который готов слушать и слышать, идти навстречу и главное — Вишневский не носит маски. Знаете, сейчас так много людей, которые рады возвести количество примеряемых ими «лиц» в бесконечную степень и надевать их по обстоятельствам. Для Вишневского это неприемлемо: он уважает женщину и не вуалирует это; если он говорит об отношениях, то не скользит мимо интимных вопросов, ведь в них суть мужского и женского начал. И о таком человеческом: если он хочет курить много и дымно — он это делает. Хочет пить вино — пьет. Мне импонирует его честность, открытость в выражении чувств. Чудо ли это человеческого общения? Без сомнения.

— Как произошло Ваше знакомство?

— Думаю, здесь был момент судьбы и момент решительности. Наверное, эта встреча — улыбка Бога. Мы заговорили на литературной презентации в Доме книги на Невском. Уже на следующий день мы встретились и говорили о его творчестве. Четыре года назад я прочла глубоко тронувший меня роман Вишневского «Одиночество в сети». Три года прошли для меня в самостоятельном осмыслении польской прозы. Тогда много говорили, что Янушу впервые удалось понять женщину... И вот, год назад — встреча с этим удивительным мужчиной и его вопрос: «Ирада, Вы хотите написать со мной книгу?» — «Если это возможно». Мой ответ был искренним.

В следующий раз мы встретились через три недели в Берлине. Долго искали место, удобное для беседы. С его и моей стороны были переводчики. Затем я уехала в Петербург, думать о работе нам предстояло поодиночке. В середине января мы вновь встретились в Берлине, далее — во Франкфурте-на-Майне. К тому времени он уже прочел мою книгу «Влечение», понял мои способности и вскоре мы подписали договор с издательством АСТ. Так наше сотрудничество вступило в активную фазу.

— Что Вы почерпнули для себя в творческом союзе с Янушем Вишневским? У Вас возникали противоречия при работе?

— Думаю, мне удалось лучше понять мужчин. Жаль, что приходится слышать, что мужчины и женщины — люди с разных планет. На мой взгляд, это не так: и те и другие хотят одного — любить и быть любимыми. Расхождения проявляются в форме выражения желаний. Вот и мне в ходе работы пришлось услышать, что линия моей героини слишком мелодраматична. «Too much», — так он мне сказал. Это и было своего рода противоречием, но компромисс удалось найти. Януш деликатный человек и терпеливо вносил необходимую коррекцию в мои тексты, за что я ему благодарна.

— А в чем главная идея книги?

— Вишневский считает, что одна из ее главных ценностей заключается в возможности увидеть Россию глазами обыкновенного польского мужчины, а Польшу — глазами обычной русской женщины. Целей развенчать стереотипы мы не ставили, и никакой политики в романе нет. Книга должна показать читателям банальные вещи: у русских и поляков много общего — например, чувство юмора. Правда, Януш считает, что русские более грустный народ.

— Ирада, когда Вы поставили точку в конце книги, что Вы почувствовали?

— Было немного больно и пусто. Как будто я попрощалась с близкими мне людьми. И вечер расставания запомнился мне особенно. Мы снова созвонились с Янушем, каждый в своей квартире открыл белое вино, наполнил бокал. Мы чокнулись через расстояние, через телефонные провода и время. Как будто подвели итог работы, занявшей почти полтора года и родившей 400 страниц рукописи.

— Ваши дальнейшие планы? Вы думали об экранизации или театральной постановке книги?

— Мы думаем о спектакле в Москве. Возможно, на роль главного героя пригласим Александра Галибина, а Анну сыграет его жена Ирина. Мне кажется, что наша книга и очень «киношная», вполне возможно, нам удастся поставить фильм. А сейчас я работаю над новой книгой «Трезубец». Пока есть только зачин историй о пяти невымышленных мужчинах и их судьбах. Роман расскажет о любви к жизни людей, которым за 40. Думаю, эта тема своевременна, потому как будет противостоять какому-то языческому воспеванию «вечной молодости» в России. Ведь из каждого утюга, извините, нас пугают старостью, заставляют бояться естественных вещей: физической и моральной зрелости, морщин, естественного возраста. И покупать, покупать, покупать! Такое впечатление, что русское общество хотят превратить в «ДУХLESS» — лишенное духа сборище вечно молодых кукол с инфантильным представлением о жизни. Я против этого. Ведь не канули в пропасть, слава Богу, еще понятия семьи, уважения к родителям, ответственности перед людьми. Примером для меня всегда были отношения моих родителей. Отец стал для меня образцом поведения сильного пола, мужской стихии. В определенный момент я задумалась о теме страха состариться рядом с кем-то. Я буду рада, если моя новая книга поможет хотя бы одному человеку разобраться в себе и найти того, с кем не страшно.

— С каким сердцем Вы вступаете в Новый год?

— Сейчас ощущение перемен, период переосмысления во мне сменяются радостью полноценного ощущения себя и личной реализации — в детях, семье, работе, творчестве, рядом с близким и любимым человеком. Я хочу поделиться с вами одной тайной: когда вы хотите изменить свою жизнь, не изменяя себе, не бойтесь, не сожалейте — плотно закройте дверь за спиной. Вот увидите, вопреки сомнениям, новые двери перед вами обязательно откроются. Встреча и работа с Янушем Вишневским доказали мне этот древний как мир фокус. В новом году я желаю всем любви без диссонансов.

Беседовала Татьяна Шаповалова