Павильон «Эрмитаж»

Эрмитаж в Царском Селе

Павильоны, подобные Эрмитажу в Екатерининском парке Царского села, были очень распространены в XVIII веке. Такие небольшие домики обычно строили в дикой части регулярных садов для спокойного отдыха в кругу гостей из близкого окружения. Настоящей диковинкой «хижин отшельника» (именно так переводится слово «эрмитаж» с французского языка) были специальные механизмы, с помощью которых можно было поднимать столы в центральный зал, а потом таким же образом убирать их, превращая столовую в зал для танцев. Это давало возможность создать в Эрмитаже уединенную обстановку для именитых гостей, не прибегая к присутствию прислуги в зале.

Эрмитаж был первоначально спроектирован в начале 1740-х годов по указанию Елизаветы Петровны тогдашним главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым. После кончины архитектора в 1743 году, работы по строительству Эрмитажа были переданы Франческо Бартоломео Растрелли, новому архитектору императрицы.

В дошедшем до нас облике легко угадывается неповторимый стиль знаменитого зодчего, Эрмитаж, как тень Большого Царскосельского дворца, прячется в стороне от него, среди деревьев.

Эрмитаж в Царском Селе

Павильон строился с большим размахом. Фасад украшали группы белоснежных колонн, между которыми находились 16 статуй. Кроме того 8 статуй украшали основание восьмигранного купола над центральным залом, а еще 4 были сделаны над кровлями боковых кабинетов. Постаменты колонн украшали барельефы, изображающие «Игры Амуров». К сожалению, из всего великолепия украшений, до нашего времени дошли только они.

В 50-х годах XVIII века лепные детали и украшения покрыли позолотой, а кровлю покрасили в белый цвет. Вокруг павильона был прорыт канал, который в 1777 году был все же зарыт по указу Екатерины II, так как наполнить водой его так и не удалось. Вокруг канала была установлена балюстрада, которую также украшали статуи и вазы.

Внутренняя отделка Эрмитажа сохранилась до нашего времени практически с момента его постройки. От центрального зала с широкими окнами диагонально расходятся галереи к четырем боковым залам. Внутренний интерьер украшен плафонами с мифологическими сюжетами.

Павильон Эрмитаж стал открыт для посетителей впервые за последние 70 лет в 2010 году, к 300-летнему юбилею Царского Села. Также был воссоздан канал и балюстрада вокруг него. Несмотря на то что внешний облик павильона за годы его существования стал значительно скромнее, во внутренней отделке сохранилась подлинная резьба и позолота со времен Елизаветы Петровны, а также столы и уникальные подъемные механизмы.