Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

3 сентября в Доме молодежи «Царскосельский» открылась персональная фотовыставка Алисы Гокоевой «Беслан Точка Жизнь». А буквально на днях, 5 сентября, состоялось открытие одноименной выставки в музее творческого объединения «Митьки» в Санкт-Петербурге. «Беслан Точка Жизнь» — уникальный проект, призванный показать, что девчонки, выжившие в условиях теракта в Беслане, продолжают жить. И жить счастливо, вместе со своими семьями, растить детей.

В эксклюзивном интервью порталу «Город Пушкин.ИНФО» Алиса Гокоева рассказывает о том, как она работала над этим проектом, делится своими впечатлениями, а также рассуждает об особенностях работы социального фотографа.

— Алиса, как вы решились на этот проект?

— Это действительно было решение, потому что с такой темой сложно работать. Я стараюсь заниматься какими-то социальными проектами, но тут все очень двояко. Нельзя никого обидеть. Я это воспринимаю как личную трагедию, как и многие люди, несмотря на то что каких-то совсем близких родственников у меня там не было. Но дело совершенно не в этом — это личная боль. Я заметила, что для многих людей, которые не имеют особого отношения к Осетии, это стало тоже личной трагедией. Все 11 лет я к этому возвращаюсь: как-то стихийно начинаю смотреть, разбираться. Мне действительно полегчало, появилась надежда: несмотря ни на что ты увидел продолжение их жизни. Я не была уверена, что проект удостоится выставки, ведь многое из того, что делаешь, остается неопубликованным. Для девочек, которые участвовали в проекте, было важно сказать, что они живы.

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

— Тяжело ли было работать? Какие вы эмоции испытывали при общении с девушками?

— Вы знаете, у нас сложилось впечатление, что они остались детьми — в этой трагедии, в спортзале. Но у них жизнь течет так же, как и у нас. Я сначала как-то очень бережно относилась к ним, особо не затрагивала тему теракта. Но даже просто общаясь, стараешься лишний раз ничего не сказать. Это как с больными: ты только и думаешь, что об их болезни, а у них самих жизнь состоит не только из этого. Со временем я поняла, что нужно как-то по-другому с ними общаться. Настороженности не надо. Они адекватные, молодые, веселые девчонки. Конечно, были те, кто отказался, но те, кто согласился, шли на проект с желанием.

— Сколько проект длился по времени?

— Около 3-4 месяцев в общей сложности. Съемки не каждый день были. Сначала находишь героя, договариваешься с ним о встрече. Потом фотосессия, обработка фото.

— Женщины действительно смогли пережить эту трагедию и жить дальше?

— Во всяком случае, со стороны кажется, что да. Они говорят, что да. Неизвестно, кто и когда плачет в подушку, неизвестно, что им снится по ночам.

Поскольку фотосессия была с детьми, все были заняты. Мы были заняты их отвлечением, развлечением. Мамы их обнимали, целовали, они думали о другом. Идея была как раз-таки в этом — такая иллюстрация материнской любви в чистом виде. В такую пору женского материнства, когда женщина прекрасна. Она еще молодая и красивая, но она уже мать! Мне кажется, в этот период женщины волшебны.

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

— Почему социальная тематика? Почему не «цветочки»?

— И так много тех, кто фотографирует тряпки на женщинах для журнала. Вообще, как мне кажется, фотограф — достаточно бесполезная профессия, довольно праздная. Это не врач, не сапожник. Но я абсолютно точно ощущаю свое призвание и не могу представить, что буду заниматься чем-то другим. В рамках того, что я выбрала, мне надо делать максимально полезные вещи. Мне хочется приносить пользу. И хочется, чтобы это было доступно, понятно.

Знаете, мудрствование — от лукавого. Когда я понимаю, что начинаю «перемудривать», я стараюсь упрощать. У меня есть племянницы, и я с ними часто разговариваю. Что-то делаю в процессе, показываю им и спрашиваю, о чем это. Если они понимают, тогда я знаю, что достигну сердца своего зрителя, раз это понятно ребенку. Мне кажется, это довлатовская простота — простота как результат поиска. Не просто потому, что чем банальнее, тем лучше.

Если возвращаться к вопросу, то хочется чего-то доброго. И так полным-полно обличения, игры на протесте. Мы такие правдорубы и сейчас в художественной форме расскажем, как все плохо, а то вы без нас не знаете! Мне кажется, через социальную тематику есть возможность зародить в ком-то добрую мысль. Я на себя много не беру, но хочется, чтобы на человека это благостно повлияло.

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

— Какая вы во время проектов? Родные не говорят: «Алиса, вернись к нам»?

Они смирились, что я там. В жизни я гораздо скромнее, более неуверенная в себе. Но когда во мне горит какая-то идея, я не остановлюсь ни перед чем. Мне нужно дойти до этих людей! Мне нужно им что-то сказать! Как Алиса я бы постеснялась, а как человек, которому это нужно, я уже не стесняюсь и не боюсь. Это делает меня более уверенной, потому что я знаю, для чего это надо.

— В одном интервью вы сказали, что хотите, чтобы всех было жалко. Почему?

— В русском языке слово «жалко» — синоним слова «люблю». Мне очень обидно, что это слово каким-то образом извратили. Вроде как «фу-фу-фу, он такой жалкий». А мне кажется, что человек в итоге примиряется с тем, что ему не нравится в другом. Даже если тебе человек не нравится, если ты его пожалеешь, поймешь, войдешь в его положение — ты как-то с ним примиряешься. Через жалость очень многие чувства проступают. Всех есть за что пожалеть, потому что это путь к сочувствию, пониманию, любви. В нашем мире все чаще говорят «я такой сильный, не надо меня жалеть», а я вот люблю, чтобы меня пожалели (смеется). Это пробуждает человечность.

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

— Каковы ваши дальнейшие планы? Какие проекты хотелось бы осуществить?

— Есть одна задумка, но она еще совсем в зачатке. Обычно я веду сразу несколько проектов. И ты не можешь год жизни заниматься чем-то одним.

Буквально вчера я загорелась одной идеей. Познакомилась с женщиной, у которой больной ребенок. Ее цель в жизни — поставить его на ноги. Она пробивная, но глаза на мокром месте. Она постоянно находится в состоянии стресса. У нее ребенок не ходит. Она понимает, что нет никаких условий для его жизни. Ни технических, ни общественных. Ведь общество не принимает таких людей. «Не играй с ним, не подходи к нему. Лучше держаться от таких подальше». Не знаю, как получится, но хочется сфотографировать людей, которые растят детей с какими-то особенностями, диагнозами. Растят их в полноценных семьях. Сделать их максимально красивыми. Это тоже очень важно. Хочу показать, что они счастливы, что их любят их родители, и в этом они ничем не отличаются от других деток.

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

— Как вы думаете, где больше внимания уделяется социальному — в России или Британии? И где это имеет больший отклик? (Алиса 8 лет жила Лондоне, в 2015 году вернулась в Россию)

— Внимание больше уделяется за границей, у них уже сформированная культура обращать внимание на подобные вещи. Но, как ни странно, отклик это имеет больше в России. Может быть, потому что у нас это менее привычно. Русские люди отзывчивее, ярче эмоционируют. Мне кажется, что здесь социальными вопросами заниматься гораздо важнее. Есть, для чего и для кого это делать. Я вот вижу реакцию людей, и она искренняя, и это то, чего хочется достичь — от сердца к сердцу.

— Как вы видите людей — как фотограф или как человек?

— Конечно, когда я иду по улице и замечаю что-то, часто думаю, что это был бы хороший кадр. Но глядя на человека, ты не думаешь, что сейчас обставишь его светоотражателями и поставишь в определенный ракурс. Я вижу человека как человека. И более того, когда фотографию, я тоже хочу видеть человека. Мне больше нравится работать с женщинами и для женщин. И вот это в последнее время я замечаю все чаще. Может, я фотографию как женщина, и то, что я делаю, им понятней, ближе. О женщине, для женщины, вокруг женщины.

Алиса Гокоева: «Я выбираю жизнь»

— Часто ли носите с собой фотоаппарат?

— Вот сейчас он со мной, но вообще ношу не часто. Это плохо, и я себя часто корю за это. Вижу отличный кадр, а сфотографировать не на что. Хотя потом думаю: а если не встречу ни одного хорошего кадра, а фотоаппарат такой тяжелый! (улыбается)

Когда фотографируешь, ты немножко жизнь пропускаешь. Я иду по Питеру, это город, в который я приехала второй раз, и я получаю от него удовольствие. Если бы я была с фотоаппаратом, я бы работала. В этом случае я выбираю жизнь. Хочу насладиться впечатлениями, эмоциями. Это не очень профессионально, но человек побеждает фотографа.

Беседовала Ксения Чуркина

Об авторе: Алиса Гокоева — молодой фотограф из Осетии, специализирующийся на социальных проектах. Принимала участие в престижных фотовыставках The Rag Factory Gallery, Old Truman Brewery Gallery, Stanley Picker Gallery и Bridewell Theatre Bar Gallery в Лондоне, фотофестивалях Festival Encontrosda Imagem 2014 в Португалии и Photomonth International Photography Festival в Лондоне, в международном Симпозиуме «Аланика 2015» во Владикавказе. В июле 2015 года во Владикавказе состоялась персональная выставка Алисы Гокоевой «Любовь Долготерпит», которая проходила в форме стрит-экспозиции.

Алиса выпустила две фото-книги «Life vs Blind Alley» (2014) и «Self-portrait, Nude» (2014). Является автором ежегодного проекта «Забор», цель которого — превращение заброшенных заборов в выставочное пространство.