Новые выставки в «Адмиралтействе» и «Арсенале»

Новые выставки в «Адмиралтействе» и «Арсенале»

Государственный музей-заповедник «Царское Село» приглашает жителей и гостей Пушкина посетить новые выставки в павильонах «Адмиралтейство» и «Арсенал».

В павильоне «Адмиралтейство» в Екатерининском парке 29 мая открывается выставка «Пленэр. Исторические ландшафты России», организованного Национальной ассоциацией «Возрождение исторических садов и парков».

В российско-французском проекте «Пленэр. Исторические ландшафты России» по приглашению ассоциации приняли участие семь французских художников, работающих в разных жанрах. Осенью 2017 года они создавали живописные работы на пленэре в семи исторических парках. В проекте приняли участие Центральный парк культуры и отдыха им. С. М. Кирова (Елагин остров), «Усадьба Марьино» (Ленинградская область), музеи-заповедники «Царское Село» (Санкт-Петербург), «Ростовский Кремль» (Ростов Великий), «Горки Ленинские» (Московская область), Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» (Тульская область) и Дворцовый комплекс Ольденбургских (Воронежская область).

Среди французских участников проекта — председатель секции фигуративной живописи ежегодного парижского «Осеннего салона» (Salon d’automne) Тьерри Лефорт; известный иллюстратор и живописец Оливье Дево; участница «Осеннего салона» Барбара Пти; художник и гравёр Лоранс Дэ Марлиав; создательница нескольких художественных объединений в Париже Селин Бокобза; живописец и инженер Сирил Морэ, художник-абстракционист Эмили Старк.

Передвижная выставка в течение 2018 года пройдет во всех музеях-участниках проекта. В апреле она стартовала в ЦПКиО, затем переместилась в «Марьино». После музея-заповедника «Царское Село» она отправится в музей-усадьбу Л. Н. Толстого «Ясная Поляна».

В 2019 году при поддержке Посольства РФ во Франции, Фонда садов и парков Франции в лице княгини Мари-Соль Де Ла Тур Д’Овернь (Marie-Sol de la Tour d’Auvergne), а также при деятельном участии президента Российского клуба друзей Нотр-Дам де Шартр (Франция) Людмилы Одбер планируется организовать серию выставок во Франции.

Выставка работает до 20 июня в Голландском зале павильона «Адмиралтейство», вход бесплатный по парковым билетам.

В павильоне «Арсенал» в Александровском парке открывается выставка «Царскосельская карусель. Доспех великого князя Александра Николаевича из собрания Государственного Эрмитажа» (для посетителей открыта с 30 мая). В год 200-летия со дня рождения российского императора Александра II посетители «Арсенала» смогут увидеть подлинный доспех XVI века, в котором Александр Николаевич, будучи цесаревичем, принимал участие в знаменитой царскосельской карусели 24 мая 1842 года.

Доспех Александра Николаевича — настоящее произведение искусства первой половины XVI века. Этот доспех, полученный из Венского арсенала в 1830-х годах, ранее находился в коллекции Иоахима Мюрата. Как и доспех императора Николая I, доспех Александра относится к группе рифлированных доспехов. Этот стиль, вошедший в моду в начале XVI столетия прежде всего в городах Южной Германии (Нюрнберге и Аугсбурге), неразрывно связан с именем немецкого императора Максимиллиана I. Время его правления стало наивысшей точкой развития искусства изготовления сплошных рыцарских лат, временем расцвета турниров и придворной культуры. Неслучайно император-рыцарь Николай I выбрал для себя и своего сына именно рифлированные доспехи «последнего рыцаря Европы» Максимиллиана I.

На нагруднике доспеха находится клеймо в форме геральдического щита с изображенным на нем единорогом. На наспиннике — Нюрнбергское контрольное клеймо. Доспех может быть датирован временем около 1520 года и представляет вершину эволюции немецкого средневекового защитного вооружения. По всей видимости, он был создан для представителя высшей европейской знати.

Карусель представляла яркое красочное зрелище, получившее распространение при европейских дворах. Это было конное состязание, требовавшее от участников мастерского владения искусством верховой езды — всадники должны были выполнять сложные фигуры и перестроения. Карусели быстро стали излюбленным развлечением высшей европейской знати. Они были прямыми наследниками средневековых рыцарских турниров и нередко следовали их эстетике и духу.

Еще при Екатерине II мода на рыцарские карусели пришла из Западной Европы в Россию. В период царствования Николая I, отца Александра II, эта благородная традиция была продолжена и укреплена. Император-рыцарь, собиратель старинных доспехов и оружия, счел необходимым организовать несколько таких каруселей. Главная из них состоялась 24 мая 1842 года в Царском Селе, на площадке перед Александровским дворцом.

Известный французский художник Орас Верне (1789–1863) запечатлел на картине (представлена в экспозиции павильона «Арсенал») царскосельскую карусель и ее венценосных участников. Среди них и великий князь, наследник престола, Александр Николаевич — будущий Александр II. На рыцарях-участниках — подлинные доспехи из императорской коллекции, хранившейся до 1886 года в Царскосельском Арсенале. Они известны благодаря каталогу Флорина Жилля, который заведовал Арсеналом; в настоящее доспехи как и вся коллекция находятся в собрании Государственного Эрмитажа.

Выставка одного экспоната в павильоне «Арсенал» продлится до конца сентября.