В музее «Царскосельская коллекция» открывается фотовыставка Егора Начинкина

В музее «Царскосельская коллекция» открывается фотовыставка Егора Начинкина

4 марта в Государственном музее «Царскосельская коллекция» состоится открытие фотовыставки петербургского фотографа Егора Начинкина.

Непонятная тревога — вот чувство, которое остаётся от фотографий Егора Начинкина, показанных на выставке «Феатр моих фантазмов» в музее «Царскосельская коллекция». Ни отстранённая ирония автора, ни внешняя безмятежность изображаемого не только не уменьшают ощущение неведомой опасности, а странным образом усиливают его.

Девочка бродит по прекрасным просторам императорских парков в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Гатчине, Ораниенбауме. Её путь пролегает не только через пространство, но и через время: самую раннюю фотографию от самой поздней отделяет семь лет. Однако бессмысленно рассматривать эти кадры в хронологическом порядке-блуждание по «театру фантазмов» не складывается в последовательно разворачивающееся повествование, у него нет ни начала, ни конца. Это бесконечное путешествие из ниоткуда в никуда, загадочным образом застывшее и остановленное, чтобы его можно было рассмотреть.

Но движение продолжится, едва мы отведём взгляд: несмотря на явную статичность поз, юная странница никогда не достигает покоя. Она присела ненадолго, чтобы обдумать дальнейший путь или взглянуть в лицо маленькой безобидной смерти, задумалась на минуту над закрывшей глаза куклой, остановилась у пирамиды, всматриваясь вдаль — а уже в следующее мгновение отправится дальше, дальше, неведомо куда.

Сложно интерпретировать эти изображения: в них за мастерской изобразительной эстетикой скрываются намеренно неоднозначные смыслы — на которые при этом почти всегда даётся прямое указание, часто ещё подчёркнутое едва ли не издевательским названием. Нотка абсурда звенит в фотографиях Егора Начинкина слишком навязчиво, чтобы её можно было принять всерьёз. Аллегория? Набор символов? Притча? Глубинный смысл зашифрован необычным способом, и традиционные методы экзегезы оказываются неприложимы. Сам автор высказывается с лукавой наивностью: «Всё очень просто. Это же фотографии, а не ребусы».

Что ж, не будем пытаться их разгадать, а поддадимся их ненавязчивому гипнозу. В конце концов, не в этом ли последняя цель любого настоящего искусства?

Николай Ларионов

Егор Начинкин родился в 1963 году в Ленинграде.Член Союза фотохудожников России.

Выставки:

  • 1996 — «Папа Гуня, или куклы ч/б». Галерея «103». Пушкинская 10. Санкт-Петербург. Персональная
  • 2008 — «Экзальтированный андеграунд фотографического исихазма». Галерея Дмитрия Громова «Башня». Санкт Петербург. Персональная
  • 2009 — «Мгновения обострения счастия» Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург. Егор Начинкин, Алексей Савкин
  • 2009 — «Здесь была Ахматова». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург. Групповая
  • 2010 — «Отторжение реальности». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург. Егор Начинкин, Алексей Савкин, Олег Журавлёв
  • 2010 — «Мизантропия в цилиндрической проекции». Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств. Дом-музей П.П. Чистякова. Санкт-Петербург. Персональная
  • 2011 — «Современный петербургский пикториализм». Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО. Санкт-Петербург. Групповая
  • 2016 — «Егор начинкин: 111 фотографий». Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Санкт-Петербург. Персональная