Доступная скульптура – pro et contra

Должна ли скульптура быть доступной?

В прошлом году в Екатерининском парке перед посетителями предстали скульптурные воплощения известнейших картин мировой живописи, созданные московским мастером Александром Таратыновым. К сожалению, мне неоднократно приходилось наблюдать, как посетители парка то пытались посидеть на собачке из «Ночного дозора», то залезть на одного из Слепцов у павильонов Адмиралтейства... Однажды подростки настолько обнаглели, что я, сотрудник музея-заповедника, пригрозила им вызовом охраны...

В мире, и в особенности в Европе, даже принято, чтобы человек вступал в тактильный контакт с произведением искусства, и многие современные художники и скульпторы намеренно создают свои произведения с этой целью. Но у нас в стране почему-то все приобретает гипертрофированные формы — как говорится, научи дурака Богу молиться, он себе лоб расшибет. Так и здесь — нет чувства меры и нет уважения к чужому труду и творчеству.

Недавно все скульптуры из Екатерининского парка перекочевали в Александровский — на территорию Белой башни, где открылись Детский интерактивный центр и смотровая площадка. Возможно, на этой огороженной территории, где постоянно присутствует охрана, на скульптуру никто покушаться не будет. Хотя те же детишки могут с радостью лазать по офицерам и солдатам, обнимать герцогов Урбинских. Главное — чтобы без печальных последствий.

На днях Александр Таратынов порадовал пушкинцев и гостей города еще одной интересной скульптурой — фантазией на тему картины И. Н. Крамского «Неизвестная». Скульптурная композиция установлена во дворе Дежурных конюшен, где находится музей «Придворный экипаж». Городская коляска, запряженная парой лошадей, органично вписывается в архитектурное пространство и соответствует тематике музея.

В коляске сидит та самая Неизвестная, слева от нее — свободное место для случайного кавалера. Сюда могут присесть и дети, и взрослые. Перед экипажем стоит сам И. Н. Крамской с палитрой перед старинной картинной рамой. Если посмотреть через раму на таинственную незнакомку, можно увидеть знаменитую картину из Третьяковской галереи.

Я проходила мимо, возвращаясь с работы, и видела, как девчонки садились верхом на лошадей: их подсаживали родители, другие ребята садились рядом с дамой в коляску. С одной стороны, это здорово и интересно... Но возникает сомнительное чувство — дети осознают доступность скульптуры на примере современного искусства. Впоследствии они будут так же относиться к любой скульптуре, даже той, которая является бесценным памятником культуры.

Изо дня в день мы видим, как на несчастную «Девушку с кувшином» забираются целые толпы школяров, подростков и даже взрослых людей. К счастью, в парке установлена копия. Но это не важно. Главное — сам подход. Чем же мы лучше фашистов, которые разоряли наши парки и дворцы?

Другой пример — скульптуры у Александровского дворца «Юноша, играющий в свайку» А. Логановского и «Юноша, играющий в бабки» Н. Пименова (между прочим, подлинники XIX века). Постоянно подростки и даже взрослые люди пытаются сесть на них верхом. Я понимаю: можно подойти и сфотографироваться рядом, но зачем же приумножать зло? Однажды я встретила полупьяную невесту, которая тоже хотела оседлать скульптуру. Мне пришлось сделать резкое замечание относительно ее безобразного поведения.

Недавний инцидент — после открытия Террасы Руска в Екатерининском парке снова была повреждена скульптура. И это при том, что рядом дежурит охрана, а сам парк закрывается на вечер.

Возникает вопрос о доступности скульптуры и других произведений искусства — где проходит граница дозволенного? Конечно, это зависит только от воспитания, от наличия внутреннего нравственного стержня и эстетического чувства. Сфотографироваться рядом на память — не беда. Но зачем уподобляться братьям нашим меньшим? И коль мы есть Образ и Подобие, то не будем уподобляться нашим «предкам» по теории Дарвина.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото автора

Комментарии

такое впечатление, что все

такое впечатление, что все происходит из-за того, что все воспитательные мероприятия в большинстве своем происходят формально... для галочки в отчете о проделанной работе... в итоге человечек не развивается или наполняется "продуктами суеты"... Даже собачка учится хорошим манерам, если обучение не от случая к случаю... и дичает, если с ней перестают заниматься... аналогии кругом...))