Модерн – как много в этом звуке!

Модерн – как много в этом звуке!

В последние дни осени в залах Екатерининского дворца проходила ежегодная XXIII Царскосельская научная конференция. Прошло 100 лет после революционных событий, которые навсегда изменили карту Европы и идеологию. Но накануне перемен в России был феноменальный всплеск культуры, искусства, литературы, который вошел в историю как «Серебряный век», давший миру небывалое количество творческих личностей.

Поэтому конференция 2017 года не случайно была посвящена стилю модерн. Его неоднозначно воспринимали современники, даже сам император Николай II весьма сдержанно относился к веяниям моды, в отличие от его супруги императрицы Александры Федоровны, благодаря которой, в частности, и в Царском Селе появились памятники в этом стиле. В советские годы о модерне говорили либо ничего, либо плохо — мелкобуржуазный, упаднический, вырожденческий стиль... Теперь, спустя сто лет, модерн вновь вдохновляет дизайнеров и художников. Даже сувенирная продукция насыщена образами модерна, доходя до китча. Модерн, Ар-нуво, Югендстиль, Сецессион, Либерти — столько имен дала эпоха одному стилю!

Многоликий, многоголосый стиль, который исходит «изнутри наружу». Если большие стили, такие как барокко и классицизм, шли от архитектуры, то в модерне все наоборот — декоративное искусство подсказывало архитектуре, как развиваться далее.

На конференции были озвучены самые разнообразные доклады, поэтому их поделили на две крупные секции — одна была посвящена вопросам архитектуры и интерьерам, другая — декоративному искусству и литературе.

Среди докладчиков яркой фигурой был автор монументальных трудов по петербургскому модерну Борис Михайлович Кириков. Он рассказал, что в Петербурге находится около 800 памятников в стиле модерн — и это не считая пригородов Северной столицы. Но стиль неоднороден — многие здания несут лишь черты или детали большого стиля. До сих пор модерн — огромная база для исследования. Ведь модерн так многолик — в него входят и собственно «текучий» или «растительный» стиль, национальный романтизм и неоклассицизм, который активно развивается в 1910-е годы. В России же модерн «питался» опытом европейского искусства с ярким национальным акцентом, что вылилось в прекрасные образцы неорусского стиля.

Модерн невозможно представить без ювелирного искусства, связанного с именем Карла Фаберже — и это имя неоднократно упоминалось в докладах конференции. Анатолий Александрович Золотарев рассказал о необычном камне демантоиде — зеленой разновидности граната, который был столь любим русскими ювелирами эпохи модерна. И сразу вспоминается новелла Куприна «Гранатовый браслет». Модерн был настолько всеобъемлющим стилем, что даже охватил такую консервативную область, как ордена и государственные награды, в дизайне которых также прослеживаются черты модерна — об этом рассказал слушателям молодой научный сотрудник ГМЗ «Царское Село» Сергей Маньков.

Эпоха модерна — это еще и удивительный взлет литературы. В последний день конференции прозвучали интересные доклады о творчестве выдающихся поэтов Серебряного века — Н. Гумилеве, К. Бальмонте, М. Лохвицкой, Л. Чарской. В своем исследовании Светлана Горбовская рассказала о влиянии синего и голубого цвета на все искусство модерна (в том числе и в литературе): от декаданса и меланхолии до недостижимых духовных высот.

В первые два дня конференции гости могли ознакомиться с новой выставкой в Камероновой галерее — «Царское Село. Накануне...», а в среду все желающие отправились на выставку «Петербургский модерн» в Петропавловской крепости.

Стиль модерн воодушевил участников конференции на очень интересные доклады и необычные темы. Это говорит о том, что у этого стиля есть богатый потенциал для изучения и осмысления.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото ГМЗ «Царское Село»