Образ Поднебесной в Царском Селе

Образ Поднебесной в Царском Селе

2 декабря завершилась ХХI Царскосельская научная конференция, посвященная культуре и искусству экзотического Китая в отражении европейского сознания. Тема оказалась актуальной как никогда. Во-первых, в Царском Селе всегда было много интерьеров и памятников архитектуры, связанных с Китаем, особенно во второй половине XVIII века. Но интерес к Китаю вызван еще и тем, что в последние годы в разы возрос поток китайских туристов.

Еще при правлении Елизаветы Петровны среди залов дворца появляются интерьеры в китайском стиле. Например, огромный Китайский зал, расположенный в самом центре дворца — там, где сейчас находится Парадная мраморная лестница архитектора Ипполита Монигетти, построенная уже в 1860 году.

Огромный интерес к Поднебесной появляется в годы царствования Екатерины Великой. По проекту Чарльза Камерона в Зубовском флигеле дворца создается Китайский зал, отделанный лаковыми панно и стилизованными каминами и светильниками. К сожалению, интерьер был утрачен в годы войны, и его мы можем увидеть только на автохромах или акварелях XIX века. Параллельно Камерон создает китайские интерьеры и в северной половине дворца, где жил великий князь Павел Петрович с супругой. Среди этих интерьеров — воссозданная Китайская голубая гостиная.

В парках Царского села создается целый «китайский» ансамбль — Китайский театр, китайские мосты с драконами и скульптурами китайцев, Большой и Малый Капризы, ансамбль Китайской деревни. Как это ни странно, но сами китайские гости говорят, что это совсем не китайский стиль. В домиках Китайской деревни гости из Поднебесной даже видят черты монгольской культуры. Вопросы видения китайской культуры в Европе и в России разбирались на Царскосельской научной конференции «Образ Поднебесной. Взгляд из Европы».

По традиции конференция началась с приветственного слова директора ГМЗ «Царское Село» Ольги Таратыновой. На открытии присутствовала генеральный консул Китайской Народной Республики госпожа Го Минь. Она подняла вопрос разнообразия цивилизаций и толерантности в отношениях к другим культурам.

Доклады были самые разнообразные — от общих проблем, таких как формирование образа Китая в Европе, до более детальных. Прежде всего доклады касались интерьеров, произведений искусства из Китая или выполненных в китайском стиле, которые располагались во дворах Петербурга и окрестностей.

Так как Царскосельская конференция уже вышла на международный уровень, то были представлены доклады гостей из Польши и Китая. Изабела Зыхович представила доклад «Китайский сад в музее «Королевские Лазенки» в Варшаве, а представитель дворца-музея Гунфанфу рассказал о проникновении западноевропейских товаров в эпоху династии Цин.

С каждым годом Царскосельская конференция привлекает все больше гостей, предлагает необычные и экзотические темы. Какая тема будет в следующем году — пока еще загадка даже для сотрудников музея.

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото ГМЗ «Царское Село»