В «Царскосельской коллекции» открывается выставка графики Бориса Чернышева

В «Царскосельской коллекции» открывается выставка графики Бориса Чернышева

5 ноября в 14 часов в Государственном музее «Царскосельская коллекция» состоится торжественное открытие ретроспективной выставки Бориса Чернышева.

Борис Петрович Чернышев (1906–1969) — крупный и многоплановый художник, чьё творчество пришлось на 30-е — 60-е годы, постепенно стало узнаваемым для зрителя с конца 80-х и продолжает открываться сейчас.

Оставив огромное наследие графических и живописных работ, энкаустики, майолики, Борис Чернышёв более сорока лет своей жизни был в первую очередь художником-монументалистом: каждый день писал фрески, в его руках техники для грандиозных работ становились обыденным делом, таким, как наброски или этюды. В этюдах же, наоборот, часто угадываются черты его монументалистки — растворенные очертания фигур, сдержанная тональность цвета, широкое и быстрое письмо.

Неизменность своей индивидуальности, тонкой, деликатной и лиричной, он привносил в мозаику и фреску — и одновременно с этим участвовал в работе над громкими проектами своего времени. Два этих течения: мощное, исполинское, торжественное внешнее и гармоничное, естественное, полное благородства — внутреннее, создали особый мир Бориса Чернышёва, в который мы вглядываемся, находя близкий для себя ответ на многие художественные вопросы.

В «Царскосельской коллекции» открывается выставка графики Бориса Чернышева

В собрании музея «Царскосельская коллекция» — более 50 работ художника, созданных в конце 50-х — 60-х годах — время наиболее открытое и благоприятное для воплощения его замыслов. Это и графика, и темперная живопись на бумаге, скульптура и эскизы к проектам архитектурных памятников, и свиток «Монгольской серии» по впечатлениям дальневосточного похода во время японской войны в 1945 году.

Этюды Чернышева обладают самостоятельной ценностью и цельностью, то останавливая одно из множества мгновений постоянной работы художника, то следя за сменой его интонаций, оставляя слепок значимых моментов и мест в его творческой жизни: Ферапонтово, Крым, река Клязьма, Старая Ладога. В коллекции много быстрых набросков обнаженной натуры в самых разных техниках, таких, какие он делал постоянно еще с юности, с 20-х годов, времени учебы во ВХУТЕИНе у Льва Бруни и Владимира Фаворского, а затем в ленинградской Академии художеств у К. Петрова-Водкина. В нескольких сериях набросков намечено разнообразие его видения женских образов — это и геометричная фигура-символ, и характерный абрис из точных силовых линий, и условные парящие фигуры, и античная нимфа.

В «Царскосельской коллекции» открывается выставка графики Бориса Чернышева

Современники Бориса Петровича называли его человеком «неотмирным», восхищаясь в нём необыкновенной нравственной силой и чистотой, не привязанностью к материальному, аскетизмом, его постоянным трудом и постоянной же импровизацией по внутренней необходимости, а не внешнему заказу. Его свежие, новаторские решения — рукотворность красок из природных красителей, отношение к материалу и самой бумаге, неоднозначное и эмоциональное образное видение как в мозаике, фреске, так и в графике — опирались на всю толщу художественной культуры от древнерусской фрески до Моне и Матисса. Культуры, частью которой стал и он сам.

Материал предоставлен музеем «Царскосельская коллекция»