Татьяна Бровкина: «Музей — это мост между двумя поколениями»

Татьяна Бровкина: «Музей — это мост между двумя поколениями»

9 апреля отмечает юбилей Татьяна Бровкина — удивительный человек, увлеченный краевед, неравнодушный к нашему городу, его истории и людям. В настоящее время Татьяна Юрьевна является заместителем директора и руководителем исторического направления Центра технического творчества и информационных технологий Пушкинского района. Свое свободное время Татьяна Юрьевна посвящает работе над авторским проектом — краеведческим порталом «Энциклопедия Царского Села» (tsarselo.ru).

Наши постоянные читатели наверняка уже знают, что в скором времени на Набережной, 12 откроется музей Николаевской гимназии — уникального учебного заведения, которое до недавнего времени называли «забытой сестрой Лицея». К счастью, больше забытой царскосельская гимназия не будет: об этом позаботится руководство ЦТТИТ и лично Татьяна Юрьевна Бровкина — именно она выступает руководителем работ по созданию нового музея. О том, как продвигаются эти работы, Татьяна Юрьевна рассказала Софье Феоктистовой, корреспонденту газеты «ШАГ» Пушкинской студии журналистики.

 Как появилась идея создания музея Николаевской гимназии?

— Инициатором создания музея Николаевской гимназии стал директор ЦТТИТ Дмитрий Сергеевич Ковалев. Историк по образованию, с первых дней своей работы в Центре он понимал всю ценность нашего здания и ценность истории гимназии, поэтому и задумался об организации музея. Я познакомилась с Дмитрием Сергеевичем, когда решила прийти на Набережную, 12, чтобы прикоснуться к истории Николаевской гимназии, увидеть все вживую. Здание тогда еще не открылось после капитального ремонта, но для меня любезно провели экскурсию. Мы разговорились с Дмитрием Сергеевичем, тогда он и предложил мне заняться организацией музея.

И знаете, меня очень увлекла эта идея, несмотря на то что тогда об истории Николаевской гимназии я знала не так много. Если сравнивать с сегодняшним днем, то можно сказать, почти ничего. Но у меня была информация, что в США живет исследователь истории гимназии Кирилл Иосифович Финкельштейн. Сам он из Петербурга, его дедушка и старший брат учились здесь. Кирилл Иосифович больше десяти лет собирал материалы о гимназии, выпустил две книги о ней. И как только я подробно занялась историей этого здания, я поняла, насколько выдающимся учебным заведением была Николаевская гимназия. И насколько плохо люди знакомы с ее историей.

Когда два года назад я только вошла в свой будущий кабинет, у меня не было ни одного артефакта, связанного с гимназией, ни одного документа. Ничего, кроме двух книг Кирилла Финкельштейна. И из потомков выпускников гимназии я была знакома лишь с ним. Зато сейчас у нас уже есть свои экспонаты, некоторые очень редкие, и мы ими гордимся.

 Сложно ли создавать музей буквально из ничего?

— Конечно, сложно. В первую очередь из-­за того, что я не музейщик и не историк. Я краевед. Это значит, что я интересуюсь историей города, в котором живу, или какого­-то определенного места, не имея при этом исторического или музейного образования. Поэтому прежде чем приступить к работе, приходится изучать многие вещи. Но мне помогает то, что, когда я получала образование библиографа, я занималась на факультете общественных профессий, училась на экскурсовода. У меня были отличные учителя, которые привили мне профессиональное отношение к музеям. И это очень помогает мне сейчас. Теперь я знакома со множеством людей, давно и профессионально занимающихся музеями, и не стесняюсь учиться у них. Они с удовольствием делятся опытом, поэтому, несмотря на сложности, всегда есть, у кого попросить подсказки.

 Есть ли у вас какие­-то особые качества, черты характера, которые помогают следовать поставленным целям, продолжать заниматься созданием музея?

— Одно такое качество у меня природное, и оно очень помогает мне по жизни. Это любовь заниматься работой, которую многие не переносят: структурирование больших информационных массивов. Я и профессию библиографа в свое время выбрала именно потому, что библио­тека — это в первую очередь работа с информацией, ее нужно упорядочить и скомпоновать. И это умение очень помогает мне сейчас. Второе качество у меня появилось благодаря моей маме. Это активная работоспособность, готовность работать 24 часа в сутки, почти без выходных, если дело, которым я занимаюсь, интересует меня. А музейное дело — это очень интересно. И, конечно, роль играет коллектив, в котором я работаю, а в ЦТТИТ он меня только радует. Замечательная творческая атмосфера очень подогревает интерес.

 Помогают ли музею со стороны? Может, материалами или интересными историями?

— В первую очередь нам помогают потомки гимназистов. Это те люди, которые бережно хранят документы, фотографии, воспоминания, они пишут книги. Когда мы знакомимся и начинаем общаться, они делятся с нами, понимая, что в нашем музее что-­либо, связанное с гимназистами, будет не просто лежать, а «работать». А вот большинство музеев обычно очень неохотно расстается со своими материалами и наработками, даже когда речь идет о копиях. Но у нас есть музеи­-друзья, с которыми мы сотрудничаем. В первую очередь это музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и музей Льва Гумилева. Они помогают нам, делятся информацией, знакомят с нужными людьми.

Общественные организации исторической направленности тоже не остаются в стороне. А также историки-­биографы, занимающиеся изучением истории одной семьи. Например, сейчас в Центре работает уже четвертая по счету выставка, организованная с помощью Ирины Иванченко, биографа семьи Случевских. И когда таких людей много, это очень хорошо! Это наши «генераторы», те, без кого музей никогда не был бы создан.

 Значит, работа над созданием музея подарила вам не только много новой информации, но и большое количество интересных знакомств?

— Конечно! За то время, что мы работаем, знакомств произошло немало. И это бесценно. Но участников событий, как-­то относящихся к Николаевской гимназии, осталось совсем немного. И я порой очень жалею, что о таких выдающихся людях почти не знают. Это, как правило, люди «в возрасте», и многие из них одиноки. Они нуждаются в нашей теплоте, заботе, участии. И когда ты что-­то узнаешь с их помощью и делаешь выставку, то понимаешь, что они очень признательны, они понимают, что их жизнь прошла не зря, и о них помнят и говорят другим. Особенно они радуются, когда исторические мероприятия посещают дети нашего Центра. И становится понятно, что их положительные эмоции — это тоже наш вклад.

 Пабло Пикассо однажды сказал: «Дайте мне музей — и я заполню его». Это про вас?

— Нет, наверное, не про меня. «Музей — это мост между двумя поколениями» — я как-­то услышала эти слова по телевизору и могу точно сказать, что вот они-­то определенно обо мне. Для этого и создаются музеи: чтобы от поколения старшего передавать память грядущему, будущему поколению.

 Много ли осталось от Николаевской гимназии в сегодняшнем здании ЦТТИТ?

— Если говорить о внешнем виде, об экстерьере здания, то он полностью воссоздан по историческим чертежам. Единственное, что отличает современное здание — это цвет. С внутренним убранством не все так радужно. К сожалению, с тех времен интерьеры практически не сохранились.

 Нравится ли вам то, что теперь здание гимназии занимает Центр технического творчества и информационных технологий?

— Это важный вопрос, который нам задают очень часто. Бывает, что нас упрекают люди, которые считают, что здесь может находиться только классическая гимназия. Но во времена, когда создавалась Николаевская гимназия, все образование ориентировалось на нужды страны. Так и сейчас: наше государство очень нуждается в технических кадрах, в грамотных и опытных инженерах, например. И именно таких людей воспитывают в нашем Центре: это будущие изобретатели, перспективные ученые, очень яркие журналисты и другие специалисты, которые будут востребованы в стране. И мы считаем, что это правильно.

 Существуют ли какие­-либо легенды, связанные с Николаевской гимназией и ее учениками, которые интересуют людей?

— Это не совсем легенда, но все же история, которая импонирует мне. Во времена своего преподавания здесь Иннокентий Федорович Анненский печатался под псевдонимом «Ник. Т­о». Многие гимназисты даже не знали, что ими руководит и их учит такой великий поэт. После смерти (а он уже тогда два года не работал в Николаевской гимназии) его отпевали в нашей церкви. И, придя на похороны, многие гимназисты впервые узнали о том, что их директором, таким строгим и серьезным учителем, был величайший поэт России. Оказывается, какие бывают скромные и в то же время безумно талантливые люди.

Еще мне нравится не до конца разгаданная история любви Анны Ахматовой, тогда еще Ани Горенко, и Николая Гумилева. Говорят, что в окрестностях гимназии сохранилось дерево, под которым Аня ждала Николая Степановича с занятий. Мы не знаем, так ли это, но были бы рады как­-то документально обнаружить это деревце.

А еще ходит легенда, что по гимназии, когда здесь никого нет, бродят призраки людей, которые когда­-либо здесь бывали. Прежде всего, конечно, Иннокентия Анненского. Конечно, не факт, что это — правда, но все же мне кажется, что души выпускников гимназии все еще здесь, с нами.

 Помимо основных предметов гимназисты уделяли время и дополнительным занятиям: танцам, пению, музыке, фехтованию. Наверное, это повлияло на выпускников. Кем они становились после окончания гимназии, насколько разнообразны были сферы их дальнейшей деятельности?

— Очень разнообразны. Меня иногда поражает, насколько различались их профессиональные судьбы, насколько выдающимися в разных областях людьми они были. Было много врачей, настолько известных, что, например, именами двух из них названы улицы в Санкт­Петербурге и Ульяновске. У нас было много изобретателей, инженеров, инженеров-­строителей, немало профессиональных военных. Были разведчики, даже очень знаменитые. Было немало воздухоплавателей... Даже артисты были! Например, Николай Павлович Акимов, именем которого назван театр комедии в Санкт­-Петербурге.

 Когда планируется открытие музея?

— Этот год неимоверно важен для нас. 2015 год — год 160-­летия Иннокентия Федоровича Анненского, а в апреле мы будем отмечать 120­летие Всеволода Александровича Рождественского, нашего ученика и замечательного поэта. Ну и самое главное: в этом году исполняется 145 лет со дня открытия гимназии. И мы не можем пропустить этот юбилей, потому что следующий будет только через пять лет, а столько времени ожидать открытия музея — не дело.

Нам хочется открыть его восьмого сентября, в день, когда Николаевская гимназия впервые открыла свои двери ученикам. Конечно, работа над его экспозицией еще будет продолжаться, но мы точно знаем, что нам уже есть, что показать, кого пригласить и для кого открывать музей.

Беседовала Софья Феоктистова, Пушкинская студия журналистики