Заново открытый скульптор

О газете       Архив номеров




Заново открытый скульптор

Первая монографическая выставка Владимира Александровича Беклемишева (1861–1919), приуроченная к 150-летию со дня его рождения, открылась 22 марта в Михайловском замке.

Инициатор и организатор мероприятия Наталья Логдачева подчеркнула, что это первая выставка когда-то известного, а ныне забытого скульптора. А в свое время, в начале XX в., его работы были очень популярны. Теперь для создания нынешней экспозиции пришлось собирать материал по крупицам. В ней приняли участие музей Академии художеств, Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский музей Пушкина, ГМЗ «Павловск».

На выставке представлен весь 30-летний период творчества Владимира Беклемишева. Сюда вошли работы периода пенсионерской поездки в Италию, вдохновенные портреты священника и великомученицы — Филарета и святой Варвары; реалистические портреты друзей и знаменитых людей того времени; жанровая сценка «Деревенская любовь», вызвавшая в начале XX в. много разговоров и обсуждений. В экспозиции также демонстрируются статуэтки балерин, современниц скульптора, выполненные с особой теплотой и душевностью: В. П. Фокиной, О. С. Преображенской.

Конечно, преподаватель скульптурного класса Академии художеств, а затем и ее ректор, в своем творчестве не мог обойти тему создания памятников членам императорской семьи: великому князю Владимиру Александровичу, великой княгине Марии Павловны, императрице Марии Федоровны. Последний памятник нам, жителям Пушкинского района, особенно дорог — он стоит в павильоне Росси в Павловском парке у Театральных ворот, куда был помещен в 1914 г. Демонстрируются на выставке модели общественных памятников, в частности А. С. Грибоедову — для сохранившейся и доныне русской миссии в Тегеране. Как рассказала Наталья Логдачева специально для «Царскосельской газеты», поражает богатое многообразие работ, созданных Владимиром Беклемишевым. Поэтому главной трудностью при подготовке этой выставки стало, пожалуй, их объединение в одной экспозиции, чтобы каждая была на своем месте и не довлела над другими.

Марина Орлова

Фото автора