Ассоциации: от фижм до декаданса

Ассоциации: от фижм до декаданса

Казалось, совсем недавно жители и гости нашего города знакомились с интерпретациями готического искусства в Екатерининском парке! Прошел год, и снова петербургские дизайнеры поразили новыми находками, открытиями и необычными трактовками императорской моды. Новый показ был посвящен императорской моде под названием «Власть красоты». В одних коллекциях были явные аллюзии, в других — лишь скрытые намеки, которые может разгадать лишь искушенный взгляд. Свои коллекции нам представила плеяда дизайнеров — наших постоянных участников: Татьяна Парфенова, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди, Леонид Алексеев, Лилия Киселенко.

Внимание гостей парка сразу привлекли небольшие лодки на зеркальных прудах с необычными парусами — на них красовались фрагменты портретов русских императриц от Екатерины I до Александры Федоровны — супруги последнего российского императора Николая II. Ведь именно императрицы были «министрами моды» на протяжении почти трехсот лет.

У павильона Адмиралтейство была представлена коллекция Лилии Киселенко, посвященная Екатерине I. В годы ее правления к нам хлынул поток европейской моды: фижмы, декольте, высокие каблуки, расшитые золотом камзолы и парики для мужчин. Время было непростое, поэтому у платьев легкий флер милитари: бронзовые, металлические оттенки. Пары кружатся в менуэте — король танца и танец королей. Корабль — символ эпохи. Модели кораблей вплетались в замысловатые дамские прически. Новый курс для страны, идущей на всех парусах к новым победам.

Ассоциации: от фижм до декаданса

XVIII век — век галантный, когда и в России, и в Европе правили женщины. Настоящей модницей была Елизавета Петровна — «веселая Елисавет», как ее называли современники, истинная дщерь Петрова и роскошная высокая красавица. Поэтому она так любила носить мужской костюм! Но коллекция Татьяны Парфеновой, представленная на парадной лестнице Екатерининского дворца, удивила своей женственностью. Нежные лазурные платья, подол которых расписан обезьянками, козочками, кошками и ангелочками, — всё то, что так любили изнеженные дамы былой эпохи! Широкополые шляпы, защищающие молочную кожу от загара, экзотические цветы и птицы. Кавалеры в белых костюмах и тонких кружевах — век стиля рококо, подчеркнутой женственности и кокетства.

Татьяна Парфенова продолжила свою тематику живописи на ткани в коллекции, посвященной Екатерине II. Государыня была больше занята делами политики, ей было не до моды. Но одеваться она умела. Во Фрейлинском саду выступала музыкальная рок-группа. Солистка исполняла песни на английском... В ту пору английская мода активно пробивается на русскую почву! Английские пейзажные парки, английские садовники, архитекторы, английские собаки. Память о любимцах Екатерины дизайнер увековечила на подоле платья, где красовались любимые левретки Екатерины — сэр Том Андерсен и Земира.

Ассоциации: от фижм до декаданса

Кавалеры в стилизованных костюмах галантного века разносили таблички с делами Екатерины Великой... В том числе и ее наказ внукам: «Хвалить надо громко, а порицать вполголоса».

Любимый внук императрицы — Александр I, победитель Наполеона Бонапарта. Образы, созданные Леонидом Алексеевым, впечатляли военизированностью, четкостью и смелостью. Красный, белый, синий... Далее — голубой, лиловый, зеленый. Характер эпохи! Под ритмичный «конский топ» по Центральной аллее парка прошлись девушки и юноши в камзолах, стилизованных под начало XIX века. Их сопровождали профессиональные фехтовальщики с рапирами.

Ассоциации: от фижм до декаданса

На лестнице Камероновой галереи Янис Чамалиди представил коллекцию, посвященную эпохе Николая I и его супруги Александры Федоровны. Николай Павлович попробовал себя в качестве «министра моды», ввел жесткий регламент придворного платья — как мужского, так и женского. Для придворных дам установил «русское платье» в виде сарафана со шлейфом (каждому чину — свой цвет), белой блузы и кокошника «а-ля Рюс». Именно в таком «русском» платье изображена императрица на знаменитой картине Ф. Крюгера, которая была за основу афиши нынешнего фестиваля.

В юности принцессу Шарлотту (будущую императрицу) называли «белой Розой» — это было ее домашнее прозвище. Именно белый цвет был доминирующим в коллекции. Черные кокошники отдаленно напоминали платья фрейлин и статс-дам. А в крое брючных костюмов можно было угадать черты «онегинской» моды.

Ассоциации: от фижм до декаданса

Большой вклад в развитие моды внесла супруга императора Александра III Мария Федоровна. Она была датской принцессой, поэтому в России она прививает моду на датский фарфор и сказки Андерсена, знакомые ей с детства. Но при этом она поддерживала и русский стиль. В коллекции Стаса Лопаткина, представленной у павильона Грот, удивительно сочетались русские кокошники на красной ленте, датская сдержанность в серой гамме костюмов и сказочные мотивы. Русалочка, Механический соловей, Гадкий утенок, ставший лебедем... И, конечно же, Стойкий оловянный солдатик, который проплыл в бумажном кораблике к Гроту... Коллекция называется Marfetka — звучит несерьезно, но очень близко к личности Марии Федоровны. Один из костюмов украшали изображения грибов (как известно, собирать грибы любили все члены императорской семьи). На платье одной из моделей красовалась сумочка-сердечко ярко-красного цвета. Сердце Русалочки? Или Сердце-рамка, выполненное Карлом Фаберже с портретом Марии Федоровны? Ответов может быть много, и они все органично вплетаются в ткань эпохи.

В этом году Татьяна Парфенова была щедра на представленные наряды. По Рамповой аллее в пейзажной части Екатерининского парка проезжал ретро-автомобиль с девушками, одетыми в черные платья и с темным макияжем, напоминающий главную героиню в фильме «Господин оформитель». Декаданс, мысли о грядущей трагедии, тревога, конец времен. Возможно, этого не ощущали сами Великие Княжны, окруженные любовью родителей в стенах Александровского дворца, но эти настроения витали в воздухе. Поэтому костюмы приняли такую тревожную трактовку. Нежность белых невинных платьев и фатум черного цвета — контрасты на грани веков.

Ассоциации: от фижм до декаданса

Все показы были очень самобытными и интересными. Финальное дефиле на Зеркальных прудах закончилось в лучших традициях придворных празднеств — пиротехническим шоу с салютом и цветными дымами, которые взвились в светлое небо Царского Села. Совсем недавно мы гадали — какая тема ожидается в 2018 году... Теперь впереди 2019 год, и мы ждем новых находок, идей и полета фантазии — благо, в Царском Селе воздух способствует вдохновению!

Ольга Усачева, www.gorod-pushkin.info

Фото Дениса Смирнова